Проект Эми Лафитт
Комод из прошлого века, покрывало с рюшами, обои с цветочным принтом, которые напоминают о детстве в гостях у бабушки, но среди этого вдруг — современный абстрактный постер… Примерно так выглядит стиль грандмиллениал, в котором поколение миллениалов открывает для себя очарование «бабушкиного» интерьера, переосмысляя его через призму современного вкуса.
Первой термин использовала американская журналистка Эмма Базилиан в журнале House Beautiful в 2019 году. В статье она описывала реакцию людей, рожденных в 1980 и 1990-е годы, на всеобщий минимализм и их стремление наполнить дома предметами с душой и историей. Grandma (бабушка) + миллениал = грандмиллениал — то есть «миллениал со вкусами, как у бабушки» или «бабушкин интерьер, собранный миллениалом».
Дом дизайнеров Олимпии и Ариадны Ирвинг в Лондоне
Основные принципы стиля: не музей, а живое пространство
Грандмиллениал — это не просто «старомодно», а «старомодно, но с современным видением». Это стиль, который:
уважает время и историю — в нем присутствют семейные реликвии, полученные в наследство от бабушек и прабабушек предметы интерьера, посуда;
приветствует многослойность, которая символизирует историю — слои ткани, патина времени, фактурные поверхности, сочетание предметов разных поколений;
формирует пространства, где удобно жить, а не стерильные музеи старой мебели;
в то же время допускает характерные для современности простые и ровные линии, мебель и посуду без лишнего декора, светлые оттенки;
допускает и даже приветствует чуть потрепанные края, слегка выцветшие ткани, неровные поверхности, поблекшую краску. И серебряную посуду, кстати, не обязательно начищать до блеска к приходу гостей. Такие детали делают интерьер более человечным и уютным: это отличает грандмиллениал от близкого по идее стиля преппи, где истинный возраст предметов стараются скрыть.
Одной фразой: грандмиллениал — это не попытка воссоздать интерьер столетней давности, а переосмысление пространства с сохранением чувства юмора и жизни.
Дом в Нью-Гемпшире. Проект Нины Фармер.
Дом в Лондоне, проект Вира Гренни.
Ключевые элементы интерьера в стиле грандмиллениал
Мебель
Грандмиллениалы ценят мебель, которая словно передана в наследство от бабушек. Чаще всего это вещи начала–середины XX века (1920–1970-е): комоды из темного дерева, кресла с чехлами-юбками или гнутыми ножками. Подходят и предметы в духе английской или американской классики XIX века, но в «домашнем, а не дворцовом» варианте. А вот предметы 1980–1990-х уже не встраивается по духу.
Мебель не должна быть новенькой из магазина, а выглядеть так, будто у нее есть история и довольно долгая. Даже если это стилизация, важен эффект патины, времени.
Коттедж дизайнера Элизабет Хей в Девоне. Книжные стеллажи перекрашены в оттенок Aquatic, Edward Bulmer Natural Paint. Диван в обивке Mortefontaine Le Manach, Pierre Frey. Старинные латунные бра обрамляют пейзаж Уильяма Джорджа Джиллиса.
Квартира в Москве, проект Юли Беляевой и Юлии Галкиной.
Принты и узоры для обоев и текстиля
Цветочные принты от мелких букетиков до пышных пионов — основа грандмиллениал-эстетики.
Также подойдут следующие узоры:
Самшит — узоры с имитацией листвы, напоминают садовую живую изгородь;
Мальвы — крупные цветы, создают атмосферу английского сада;
Туаль — ткань или обои со сценками сельской жизни или пейзажами, нарисованными одним цветом на светлом фоне;
Птицы и чертополох — классический рисунок, хорошо смотрится на акцентной стене или в обивке;
Абстрактный рисунок;
Сердечки — наивный рисунок, уместный в текстиле или обоях для спальни, детской;
Шинуазри — европейская интерпретация восточного декора с пагодами, птицами и экзотическими растениями;
Клетка и полоска: от шотландской клетки до морского настроения.
Кухня в английском доме. Проект Карлоса Гарсия.
Лондонская квартира Поппи Дедевинь. Проект декоратора Джоанны Плант.
Квартира дизайнера Шанталь Тома с принтом туаль де жуи на обоях
Многослойный текстиль
Рюши, бахрома, подолы у мебели, драпировки на шторах, покрывалах, балдахинах, декоративные подушки, салфетки поверх скатертей, несколько покрывал одно поверх другого создают особый уют.
Особняк в Мельбурне. Проект Анны Спиро.
Элементы декора
В помещении должны стоять коллекционные предметы и семейные реликвии. Фамильные сервизы, старинные чайники, серебряные подносы, вазы, подсвечники, старые книжные издания — все, что передается из поколения в поколение. Что еще подойдет?
Вышитые подушки, в идеале ручной работы;
Фарфоровый сервиз, статуэтки и вазы, выставленные на полке или за стеклом в серванте;
Плетеная мебель и корзины, особенно в кухне или столовой;
Абажуры для ламп с тканью, рюшами или бахромой, дающие мягкий свет;
Рюши — на шторах, подушках, юбках у диванов, добавляют «домашней романтики»;
Лоскутные покрывала;
Старые картины и фото — даже если это не шедевры.
Проект Маркэм Робертс
Квартира в Минске. Проект Ирины Налимовой.
Чтобы пространство не выглядело старомодно, стиль грандмиллениал допускает современные предметы: абстрактное искусство, металлические светильники, современные ковры, минималистичные зеркала. Главное, чтобы их не было слишком много.
Квартира в Москве. Проект дизайнера Алены Сковородниковой.
Фрагмент сервировки от Натальи Люккези.
Примеры и идеи воплощения стиля
Гостиная
Вместо минималистичного дивана здесь стоит мягкое кресло с оборками, за ним — комод с семейным фарфором, на стенах — цветочные обои, на полу — ковер с плотным узором, на кофейном столике — старое фарфоровое блюдце и современная металлическая ваза с живыми цветами. При этом разнородные вещи выглядят цельно благодаря общей цветовой гамме (например, зеленые и синие оттенки + немного золота в деталях).
Проект Палмера Вайса.
Спальня
Кровать с простыней-юбкой и мягким покрывалом, декорированная декоративными подушками из тканей с разным принтом (полоска + мелкий цветочный узор, или клетка + большой флоральный мотив). Над кроватью — современное абстрактное полотно, сбалансированное двумя старыми бра. С обеих сторон кровати — невысокие тумбочки, возможно с потертым лаком, на них — фарфор или мини-букеты из свежих или сухих цветов.
Квартира в Лондоне.
Квартира в Краснодаре. Проект Натальи Чопенко.
Кухня/столовая
Деревянный старый стол, вокруг — стулья из ротанга или же окрашенные «винтажные» деревянные кресла. На столе — скатерть с мелким дамасским или цветочным рисунком, поверх нее — салфетки из льна или хлопка в мелкую клетку. На одной из полок — коллекция старинного фарфора, на другой — абстрактная керамика. Плита, холодильник и прочая кухонная техника выполнена в ретро-стилистике, а современные приборы замаскированы — спрятаны в шкафчиках или же просто не выделяются на общем фоне.
Дом в Суздале. Проект Анастасии Муравьевой.
Квартира в Санкт-Петербурге. Проект Сони Кондрашиной.
А что в России?
В нашей стране уже несколько лет прослеживается тенденция, похожая по духу на грандмиллениал: это смешение ностальгии по советскому наследию с элементами современного дизайна. Люди берут массивные советские шкафы, старые диваны, люстры, ковры с яркими рисунками — предметы, которые у многих в семьях были «со времен» — и грубо или аккуратно «встраивают» их в современную квартиру: добавляя светлую основу, стекло, металлик, современные абажуры.
Текстиль на кровати, Александра Потемкина. Проект Натальи Чопенко
Есть и конкретные названия таких подходов: «советский винтаж» — формат, когда предметы из СССР (1950-х-1970-х годов) используются как акцент; «ретростиль» в интерьере (примерно 1960-1980-е) — яркие цвета, геометрия, формы того времени, но с современной планировкой и удобствами; «интерьер в русском стиле с современными элементами» — когда применяют народные мотивы или старинную мебель, но сочетают с модными материалами и современной техникой.
Кресла, винтаж, переобиты в авторский текстиль. Проект Аллы Ястребовой.
Разница лишь в том, что советские интерьеры были намного аскетичнее американских, а выбор материалов, форм, расцветок ограниченный. Поэтому, может, вы захотите создать стилизацию не совсем под советский, а под западный или в целом универсальный интерьер из 1930-х или 1970-х — в любом случае, можно использовать общие принципы, пусть и с разным наполнением.
Советская люстра «Одуванчик» в интерьер спальни. Проект Веры Халдей.