Бетан Лора Вуд, дизайнер

Звезды говорят (фото 1)
Ковер из коллекции Super Fake для cc-tapis.
Фото
ВАлентина Соммарива (VALENTINA SOMMARIVA)

Как вы стали дизайнером? Я всегда знала, что буду заниматься творчеством. Еще в школе объявила, что стану художницей, тогда же начала посещать мастерскую, где училась делать алюминиевые отливки и паять серебро. Мне нравилось работать руками, это дает физическую связь с объектом. Хотела, чтобы эту связь ощущала не только я. Поэтому вместо картин, к которым в большинстве случаев нельзя прикасаться, начала создавать предметы для повседневной жизни.

Расскажите о коллекции Super Fake для сс-tapis. Когда мы размышляли о том, можно ли сказать новое слово в дизайне ковров, ребята из сс-tapis листали мои альбомы и влюбились в нарисованные от руки камни. Изображенные в гиперувеличенном масштабе, они поражали своей нереальностью. Примерно того же эффекта — завораживающего перехода от реализма к абстракции, от правды к фейку — мы хотели достичь в коврах. Мягчайшие поверхности представляют собой камни, взрывающиеся в масштабе. При этом каждый слой составлен из красок, вдохновленных Лондоном.

С каким еще брендом вы хотели бы поработать? Мне интересны бренды с сильной философией и знанием технологии, которыми они готовы делиться. хотелось бы оформить общественный интерьер, например, станцию метро в Лондоне, которой пользуются тысячи людей.

Сложно быть женщиной в мире дизайна? Мне — нет. Но за годы работы я столкнулась с тем, что многие женщины не идут в дизайн не потому, что у них нет таланта, а в силу традиций страны, в которой они родились.

Бетан Лора Вуд (Bethan Laura Wood), дизайнер www.bethanlaurawood.com.

Свенья Дикманн, арт-директор студии HEM

Звезды говорят (фото 4)
Кресло Kendo, дизайн Lucidi Pevere для HEM; пледы Vienna Throw, дизайн Артура Арбессера для HEM; торшер Alphabeta, дизайн Луки Никетто для HEM; ковер Stripe Rug, дизайн Артура Абессера для HEM.
Фото
ВАЛЕНТИНА СОММАРИВА (VALENTINA SOMMARIVA)

Как вы стали дизайнером? Когда я заканчивала школу, все вокруг увлекались графическим дизайном. Но мне не хватало работы с объемом. Как только я осознала, что есть такая профессия — промышленный дизайнер, я нашла себя и начала заниматься им с утра до позднего вечера.

Кто оказал на вас влияние в профессии? Я получила бесценный опыт, проработав два года у Патрисии Уркиолы (Patricia Urquiola). Она фантастически чувствует цвет и страстно увлечена своим делом. Сегодня я люблю нашу команду и верю в людей, с которыми работаю в HEM.

Расскажите, как построена работа студии HEM? У меня сплоченная команда из 25 дизайнеров, мы постоянно все обсуждаем вместе, от первого эскиза до производства.

Как вы подбираете дизайнеров? Очень важно, чтобы возникло взаимопонимание и личный контакт. Мы маленькая компания, поэтому необычайно важны личные отношения.

«У женщин лучше развита интуиция, что очень хорошо для создания бренда»

Какова роль женщин в современном дизайне и как она изменилась с тех пор, когда вы начинали? В разных странах по-разному. По крайней мере в Скандинавии такой вопрос не стоит. Меня всегда окружали сильные женщины. В Швеции я работала в студии Front, затем переехала в Милан ради работы у Уркиолы. Сегодня есть громкие имена, как мужские, так и женские, я не чувствую никакой разницы. Разве что у женщин больше развита интуиция, что очень хорошо для создания бренда.

Если бы вы не стали дизайнером, то кем? У меня был бы виноградник, вероятно, в Италии.

Свенья Дикманн (Svenja Diekmann), студия HEM, www.hem.com

Анна Линдгрен и София Лагерквист, Front DEsign

Звезды говорят (фото 9)
Комод Textile cupboard — прототип для компании Kvadrat.
Фото
ВАЛЕНТИНА СОММАРИВА (VALENTINA SOMMARIVA)

Чем вас привлекла профессия промышленного дизайнера?

София: В детстве я думала стать хирургом. Мне нравилось разбирать вещи на части и снова собирать их, создавать маленькие детализированные модели. Возможно, это и привело меня на курс промышленного дизайна, где мы познакомились с Анной. В то время это был очень технический и строгий тип образования, где доминировали мужчины. Но именно там мы по-настоящему подружились и начали вести диалоги о том, как раздвинуть границы профессии и сделать что-то помимо того, чему нас учили. Эти разговоры идут по сей день, и нам по-прежнему весело и интересно. Это ли не работа мечты?

Анна: Меня всегда интересовала идея создания объектов, которые могут стать частью жизни многих людей.

«Меня интересует возможность создавать объекты, которые становятся частью повседневной жизни людей»

Сложно быть женщиной в мире дизайна? Если вы только начинаете сотрудничать с большой компанией и вы — девушка, вам, скорее всего, закажут аксессуары и лишь затем, в случае успеха, кресло. Мужчина при равных условиях сразу получит заказ на кресло.

Что нового происходит в дизайне? Например, появляются новые материалы. К рождению одного из них мы имеем непосредственное отношение. Компания Kvadrat привлекла нас к разработке нового продукта Really, который представляет собой твердую доску, полученную из текстильных отходов. Kvadrat давно хотела что-то сделать с производственными отходами (их утилизация — мировая проблема) и проделала сложный технический путь, чтобы найти правильный способ их переработки. Дверцы созданного нами комода напоминают струящуюся ткань, при этом они твердые, но имеют мягкую, приятную на ощупь фактуру.

Как вы выбираете бренды, с которыми работаете? Лучшие коллаборации случаются, когда есть качественный диалог и взаимное любопытство. Со многими компаниями мы сотрудничаем годами и со временем лучше узнаем друг друга, что делает работу более увлекательной. Нам интересны компании, у которых есть собственная ДНК, история и традиции производства. При этом мы всегда рады экспериментам, возможности узнать что-то новое и встретить интересных людей из других областей.

Анна Линдгрен (Anna Lindgren), София Лагерквист (Sofia Lagerkvist), студия Front Design, www.frontdesign.se.

Мария Еглинска, дизайнер

Звезды говорят (фото 14)
Коллекция Portable Landscapes для Vitra.
Фото
ВАЛЕНТИНА СОММАРИВА (VALENTINA SOMMARIVA)

Почему вы решили стать дизайнером? Моя мама была скульптором, я росла в творческой обстановке. А затем поступила в школу дизайна ECAL в Швейцарии, где мне невероятно повезло с учителями. Среди них был, к примеру, Пьер Шарпен (Pierre Charpin). Позже получила опыт работы под руководством всемирно известных дизайнеров: Ронана Буруллека (Ronan Bouroullec) в Лозанне, Константина Грчика (Konstantin Grcic) в Мюнхене и Александра Тейлора (Alexander Taylor) в Лондоне. В этой профессии мне нравится ее безграничность. Сегодня занимаешься мебелью, а завтра — творческим исследованием или организацией выставки.

«Я хотела, чтобы растения стали такой же частью интерьера, как мебель или светильники»

Что сейчас происходит в Польше? Я вернулась в Варшаву пять лет назад и обнаружила, что мебельная промышленность осталась традиционной и старомодной. Но сейчас происходит мощный сдвиг в сторону дизайна, открывающий новые возможности благодаря огромному производственному потенциалу. Я с нетерпением жду результатов. К слову, недавно я стала арт-директором мебельной ярмарки Meble Polska, которая в марте 2019 года проходит в Познани.

Может ли дизайн спасти мир? Не представляю себе ложку, которая спасет мир, но что определенно может дизайн — это создать идеальную дружескую атмосферу, в которой все желающие смогут работать на благо мира.

Расскажите о коллекции для Vitra. Учитывая, что к 2050 году большая часть населения будет жить в городах, я создала коллекцию архитектурной керамики для Vitra, которая сделает растения обязательной частью интерьера.

Опишите идеальные условия для начала сотрудничества с новым брендом. Это как новый роман. Если хочешь, чтобы он имел продолжение, важно научиться общаться и понимать друг друга.

Мария Еглинска (Maria Jeglonska), дизайнер, www.mariajeglinska.com.

Хелла Йонгериус, Jongeriuslab design studio

Звезды говорят (фото 19)
Диван Vlinder, дизайн Хеллы Йонгериус, Vitra.
Фото
ВАЛЕНТИНА СОММАРИВА (VALENTINA SOMMARIVA)

Как вы пришли в мир дизайна? Я осознала, чем хочу заниматься в жизни, уже после 20 лет. До этого я с трудом себе представляла, какая профессия меня привлекает. По своей сути, я, наверное, хиппи. В моем родительском доме в Голландии никогда не было роскошной дорогой мебели. Мы жили очень просто, за городом. Я не ходила в музеи или галереи. Но меня всегда привлекало искусство. В моем окружении появлялось все больше творческих людей. При этом мне хотелось заниматься чем-то прикладным. Я поступила в школу промышленного дизайна.

«Я из Голландии. Мы живем в гендерно нейтральном обществе. Я не вижу сексизма в мире дизайна»

Какие проекты вам особенно дороги? Работа с Vitra меня вдохновляет. Когда в 2005 году я придумала для них диван Polder, они тут же попросили меня нарисовать еще один. В 2001 году интересно было сотрудничать с нью-йоркским МоМА — я разработала для них проект домашнего офиса My Soft Office, в котором подразумевалась кровать со встроенным компьютером и ячейкой для пиццы.

Мне нравится экспериментировать и с фарфором для Nymphenburg. Но главный приоритет для меня сейчас — текстиль. Я действительно хочу погрузиться в эту область с головой. Узнать, какие возможности есть у дизайнера в этой отрасли. Прежние методы производства постепенно вымирают — в Европе постоянно закрываются старые ткацкие фабрики. Важно, чем их заменить, что мы можем предложить в будущем.

Как вам кажется, отличается ли путь женщины-дизайнера от мужского? Мне трудно ответить, потому что я из Голландии. Я живу в гендерно нейтральном обществе. Замечаю, что у многих женщин абсолютно мужской склад ума, а у мужчин — женский. Я не вижу сексизма в мире дизайна.

Хелла Йонгериус (Hella Jongerius), дизайнер, www.jongeriuslab.com.

ИНДИЯ МАДАВИ, India Mahdavi — architecture & design

Звезды говорят (фото 24)
Ванна Plouf, раковина Splash, зеркало Wow, дизайн Индии Мадави для Bisazza Bagno.
Фото
ВАЛЕНТИНА СОММАРИВА (VALENTINA SOMMARIVA)

Каково быть женщиной-дизайнером при подавляющем большинстве дизайнеров-мужчин? Я всегда говорю, что мне очень повезло быть женщиной, когда я начинала. Мир дизайна был на 100% мужским. И я, дизайнер в юбке, была экзотикой, чем-то необычным. Бренды приглашали меня как исключение, чтобы попробовать нестандартный взгляд.

Кроме того, профессиональная пресса активно меня продвигала и поддерживала, так как этот мир принадлежал женщинам и они проявляли солидарность. Я показала, что мне можно доверять. Хотя и сейчас в вопросе ведения крупных проектов многие заказчики склонны больше доверять мужчинам. Мол, такая нагрузка, ответственность на хрупкие женские плечи!

«В те годы я, дизайнер в юбке, была экзотикой. Бренды приглашали меня как исключение»

Вас не пугает ответственность? Нет. Я считаю, что дизайн — это не только про собственное эго, но еще и про практичность, смелость и мечтательность. В этих вопросах женщины сильны. Когда я смотрю, например, на свою коллекцию для ванной комнаты для Bisazza, не могу представить, что нечто подобное мог бы изобрести мужчина. Она яркая, смелая и очень женская.

Мир дизайна многого бы лишился без нас. Не хочу сказать, что мужчины менее восприимчивы или менее практичны, просто у нас разные пути к одной цели. В мире дизайна меня восхищает, например, Нина Яшар (Nina Yashar). Она мечтательна и одновременно деятельна. В своей галерее Nilufar Depot в прошлом году она сделала выставку, посвященную другой великой женщине — Лине Бо Барди (Lina Bo Bardi). Я тоже внесла свой вклад.

Что в работе вам приносит драйв? Что меня подстегивает? Знаете, я очень остро реагирую на уродство. Я за эстетику и красоту, и пусть ее будет больше.

Индиа Мадави (India Mahdavi), дизайнер, www.india-mahdavi.com.

ИЛЗЕ КРОУФОРД, Studioilse

Звезды говорят (фото 29)
Ковры из коллекции Илзе Кроуфорд для Kasthall.
Фото
ВАЛЕНТИНА СОММАРИВА (VALENTINA SOMMARIVA)

В чем вы видите миссию дизайнера? Я увлечена идеей создания среды, которая влияет на людей, помогает им лучше чувствовать себя и более эффективно взаимодействовать с другими. В своей студии я подчеркиваю, что пространство должно быть гостеприимным.

То есть дизайн должен быть целителен для людей? Верно, приведу пример. Современная реальность такова, что мы проводим большую часть времени в помещении и перед экраном компьютера. Ощущение хоть какой-то связи с природой необходимо нам уже на физическом уровне.

Это подтолкнуло меня к идее создания коллекции ковров для шведской марки Kasthall, вдохновленной скандинавскими пейзажами. Мы выбрали пять конкретных мест (среди них были, например, луг, огород, распаханное поле) и стали наблюдать, как они меняются в разное время года.

«Эйлин Грей, Чинни Боэри, Лилли Райх — женщины в дизайне были всегда»

Какие люди вас вдохновляют? Прежде всего те, кто не принимает на веру порядок вещей и не боится идти против течения. Такими были мои родители, каждый в своей профессии (мама — художник, папа — экономист и журналист). Восхищают люди с собственным видением. Те, кто знает, что надо сделать, чтобы улучшить мир. Пол тут не имеет значения.

Каково место женщины в дизайне? Хочу процитировать писательницу и журналистку Дженнифер Хигги, которая написала в своем инстаграме: (запрещенная в России экстремистская организация) «На прошлой неделе я побывала на выставке итальянского искусства 1960–1970-х годов, где увидела только одну работу женщины-художника среди бесчисленных работ мужчин. Когда я спросила, почему, гид сказал, что не так много женщин занимались искусством в Италии в то время. Хотя женщины-художники и дизайнеры существовали всегда. Другой вопрос, замечал ли их социум».

Илзе Кроуфорд (Ilse Crawford), дизайнер, www.studioilse.com.

элиза ОССИНо, Elisa Ossino Studio

Звезды говорят (фото 34)
Диван Erei и светильник Elementi, дизайн Элизы Оссино для De Padova.
Фото
ВАЛЕНТИНА СОММАРИВА (VALENTINA SOMMARIVA)

Какие аспекты профессии дизайнера вас привлекли в первую очередь? Я окончила миланский Политех, по первой профессии — архитектор. Далее моя карьера развивалась стремительно. Я решила попробовать себя в качестве стилиста — сотрудничала с интерьерными изданиями, в том числе итальянским ELLE DECOR, снимала рекламные кампании для Boffi, Rubelli, Molteni & C. На съемочной площадке я вошла во вкус и постепенно начала создавать интерьеры не только для красивой картинки в глянце, но и для выставочных пространств, и для жизни.

На самом деле я всегда была одержима геометрией, с интересом изучала законы композиции. Отсюда любовь к предметному дизайну. Кроме того, мне всегда нравилась идея взаимодействия на одной площадке разных творческих единиц.

«Исторически мир дизайна всегда был мужским. Но сейчас в Италии настали другие времена — женский бум»

С какими брендами вы сотрудничаете? Однажды генеральный директор Boffi спросил меня, не хочу ли я что-то придумать для них в качестве предметного дизайнера. Я предложила эскизы лампы Nota, затем модульного дивана Erei, лампы Elementi. Теперь они входят в коллекцию De Padova. Среди моих заказчиков — Living Divani, Porro, Desalto и другие.

Исторически мир дизайна всегда был мужским. Сейчас в Италии настали другие времена — женский бум. Не знаю, может, это связано с модой на более мягкие, округлые формы и силуэты, пластичность. Но факт остается фактом: женский взгляд, женская логика и женская рука востребованы как никогда.

Чьи работы являются для вас ориентиром? В живописи в плане восприятия света — Караваджо, пространства — де Кирико. Люблю натюрморты Джорджо Моранди (Giorgio Morandi), геометрию Дональда Джадда (Donald Judd) и Сола Левитта (Sol LeWitt), архитектуру Карло Скарпы (Carlo Scarpa).

Элиза Оссино (Elisa Ossina), дизайнер, www.elisaossino.it