Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 0)

Studio Klarenbeek & Dros

3D-ПЕЧАТЬ

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 2)
Эрик Кларенбек и Мартье Дрос, Studio Klarenbeek & Dros.

Голландцы Эрик Кларенбек (Eric Klarenbeek) и Мартье Дрос (Maartje Dros) из студии Studio Klarenbeek & Dros твердо убеждены, что 3D-печать в долгосрочной перспективе поможет полностью перестроить процесс производства. При этом в качестве материалов для печати они используют экологичное сырье, в частности получаемое из грибного мицелия.

В 2012 году они представили The Mycelium Chair, созданный в коллаборации с Вагенингенским университетом, напечатанный на 3D-принтере из смеси воды, пеньки и грибницы. В его ячеистой структуре нити мицелия вытесняют воду и прорастают, постепенно создавая прочный и легкий каркас. Эксперимент продемонстрировал возможности использования нового прочного и полностью биоразлагаемого материала.

Одним из последних достижений дизайнеров, находящихся в постоянном поиске альтернатив пластику из нефтепродуктов, стала линейка сосудов, также напечатанных на 3D-принтере из материала на основе морских водорослей. www.ericklarenbeek.com

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 4)
Studio Klarenbeek & Dros выпускает чаши и вазы из биопластика на основе водорослей.

Нацай Одри Кьеза

БИОПИГМЕНТЫ

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 6)
Дизайнер и биолог Нацай Одри Кьеза.

Мода — одна из самых грязных индустрий на планете. В частности, модная индустрия ответственна за 20% всех сточных вод в мире и 10% выбросов углерода. Это было одной из причин, почему Нацай Одри Кьеза (Natsai Audrey Chiesa) решила посвятить деятельность своей студии-лаборатории Faber Futures созданию органических текстильных материалов.

Ее секретное оружие? Бактерия Streptomyces coelicolor. Вместе с University College of London она разработала алгоритмы взаимодействия с этими удивительными микроорганизмами. Они выращиваются на шелке в течение нескольких недель для выделения биопигментов в нежных оттенках голубого, розового и фиолетового. Задавая среду, кислотность, температуру и другие параметры, дизайнеру удается контролировать конечный внешний вид текстиля.

Эта захватывающая фаза ремесла — только первый шаг. С помощью синтетической биологии она намерена полностью изменить производство и сделать текстильную промышленность более экологичной. www.faberfutures.com

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 8.1)
Образцы шелка, созданного с использованием биопигментов бактерий Streptomyces coelicolor в лаборатории Faber Futures.
Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 8.2)
Образцы шелка, созданного с использованием биопигментов бактерий Streptomyces coelicolor в лаборатории Faber Futures.

Самуэль Томатис

МАТЕРИАЛ-ХАМЕЛЕОН

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 10)
Дизайнер Сэмюэль Томатис.

Западное побережье Франции страдает из-за распространения токсичных зеленых водорослей, а берега Гваделупы заполонил бурый саргассум. Причина одна — глобальное потепление, использование пестицидов и агрессивное земледелие. Сушка и захоронение тонн отходов — настоящая проблема для экологов. Однако 27-летний Самюэль Томатис (Samuel Tomatis) предложил другое решение. После двух лет экспериментов дизайнеру-алхимику, получившему образование в ENSCI-Les Ateliers, удалось создать 100%-но биоразлагаемый материал из водорослей.

Сейчас он изучает потенциальные возможности его применения в производстве мебели и текстиля. Он называет свое изобретение «материалом-хамелеоном», поскольку полученные текстуры могут имитировать сталь, известняк, бакелит или стекло. В настоящее время Сэмюэль Томатис продолжает эксперименты и готовится представить результаты к концу 2020 года. www.samueltomatis.com

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 12.1)
В проекте Alga Самуэль Томатис превращает зеленые водоросли в мебель, посуду, ткани, смолы с различными текстурами.
Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 12.2)
Образцы текстур, представленные в проекте Alga.

Жереми Гобе

КРУЖЕВО ДЛЯ КОРАЛЛОВ

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 14)
Скульптор Жереми Гобе.

33-летний скульптор, получивший образование в парижской EnsAD, знает все о коралловых рифах, их роли в поддержании морского биоразнообразия и предотвращении цунами. Они стали вдохновением не только для его скульп­тур, но и для научного открытия, которое поможет спасти эти удивительные природные объекты от исчезновения, причем самым красивым из возможных способов. Чтобы помочь кораллам восстанавливать свою структуру, Гобе предложил использовать… кружево.

После исследований, проведенных вместе с учеными-биологами, эффективность инициативы была подтверждена и реализована благодаря пожертвованиям крупных компаний. Проект под названием Corail Artefact был начат два года назад и сейчас вступил в решающую фазу испытаний в Малайзии. В своих скульптурах Жереми Гобе (Jérémy Gobé) продолжает обращаться к этой теме, чтобы напоминать людям о проблеме исчезновения кораллов. www.corailartefact.com

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 16)
Во время наблюдения за плетением кружева скульптору пришла идея использовать его как корсет для роста кораллов. Проект находится на этапе тестирования.
Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 17)

Джулиан Мельчиорри

«ЖИВАЯ» ЛЮСТРА

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 19)
Художник, инженер и предприниматель Джулиан Мельчиорри.

Джулиан Мельчиорри (Julian Melchiorri), 28-летний художник и инженер, входит в рейтинг молодых перспективных предпринимателей Forbes и является главой компании Arborea, занятой борьбой с глобальным потеплением и нехваткой ресурсов. Еще будучи студентом лондонского Королевского колледжа искусств, он опубликовал в 2014 году громкую научную статью, посвященную своему изобретению — искусственному шелковому листу, который способен производить кислород по принципу фотосинтеза. «Моя идея состоит в том, чтобы применять природные механизмы в искусственной среде», — объясняет инженер.

В последующие годы он продолжил исследования в этом направлении и представил уникальную живую люстру Exhale («Вздох»), которая сегодня является частью коллекции Музея Виктории и Альберта. Она состоит из 70 стеклянных лепестков, в которых циркулируют мик­роводоросли, очищающие воздух за счет выделения кислорода. www.arborea.io

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 21)
Люстра в стиле ар-нуво, спроектированная Джулианом Мельчиорри, на самом деле предназначена для очистки воздуха.

Мари-Сара Адени

ЭКОКРАСИТЕЛИ

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 23)
Дизайнер и биолог Мари-Сара Адени.

Механика живого восхищает дизайнера и биолога Мари-Сару Адени (Marie-Sarah Adenis). Вместе с коллегами Жереми Блашем (Jérémie Blache), Гийомом Буассонна (Guillaume Boissonnat) и Тома Ландреном (Thomas Landrain) в 2015 году она основала стартап по созданию экологичных красителей, которые смогут заменить красители на основе нефтехимии, являющиеся опасным источником загрязнения окружающей среды.

Решение, найденное дизайнером, просто: она предложила использовать естественный процесс брожения для получения новых оттенков.Многообещающий проект предполагает выращивание бактерий, которые превращают натуральные продукты (сахар, древесину или сельскохозяйственные отходы) в красящие молекулы.

Несмотря на то что инициатива пока находится на стадии экспериментов, благодаря поддержке текстильного производства исследователи надеются представить первую партию экологически чистых красителей в течение четырех лет. www.pili.bio

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 25)
Биолог и дизайнер Мари-Сара Аденис изобретала новую технологию окрашивания без применения токсичных растворителей.
Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 26)

Маурицио Монталти

ДЕКОР ИЗ МИЦЕЛИЯ

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 28)
Дизайнер, ученый, предприниматель Маурицио Монталти.

Дизайнер, ученый, предприниматель и выпускник Академии дизайна в Эйндховене, Маурицио Монталти (Maurizio Montalti) во всех своих проектах особое внимание уделяет живым системам. Он был среди тех ученых, кто впервые начал применять мицелий грибов для получения новых веществ, и сегодня использует свои разработки в производстве отделочных материалов. На выставке Maison & Objet в 2019 году он уже представил коллекцию полностью натуральных и долговечных декоративных стеновых панелей с отличными акустическими свойствами, которые с июня планирует выпускать марка Mogu. Дизайнер видит своей задачей полную замену токсичных веществ на основе пластика на безопасные биоматериалы. www.corpuscoli.com/projects/mogu

Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 30)
Живая материя: революционный дизайн из мира науки (фото 31)
Дизайнер Маурицио Монталти представил коллекцию стеновых панелей из натуральных материалов на выставке Maison & Objet в 2019 году.