Этой весной в Париже после трехлетней реконструкции открывается легендарный отель Lutetia. Реновацией шедевра ар-деко занимался архитектор Жан-Мишель Вильмотт (Jean Michel Wilmotte), известный своим бережным отношением к архитектурному наследию. Действительно, он сохранил и любовно отреставрировал фасады со скульптурами Поля Бельмондо, известного скульптора 1910-х годов. Однако, «начинку» здания Вильмотт вытряхнул полностью, чтобы воссоздать исторический интерьер по крупицам. Этого потребовала новая планировка: постройку «заземлили», добавив несколько подземных уровней для техслужб и SPA, и окружили садом.
Интерьер же восстановлен таким, каким его видели Матисс, Жид, Сент-Экзюпери и Пикассо. На своем месте мебель Армана Рато (известный декоратор эпохи ар-деко) и кинетические скульптуры Такиса. Архитектор называет свой метод «современной трансплантацией».
Жан-Мишель Вильмотт в большой архитектуре без малого 43 года. Громких проектов в его практике не счесть, скандальных тоже. Он начинал с музеев и стадионов. Сейчас на него работает больше двухсот человек и шесть офисов от Парижа до Сеула. Большую часть жизни 70-летний Вильмотт проводит в самолете. Он вспоминает, что решил стать архитектором в 14. В 20 переехал из небольшого городка Суассон на севере Франции в Париж, выдержал конкурс в престижную архитектурную школу École Camondo. В 27 открыл свою архитектурную студию Wilmotte&Associés.
Сейчас у компании три подразделения, занимающиеся архитектурными и градостроительными проектами, оформлением интерьеров и предметным дизайном. Так, в портфолио, в котором он, правда, давно не нуждается, Вильмотта наряду с проектами развития «Новой Москвы» и спортивных стадионов к Мундиале можно найти… дверные ручки, смесители и кухонные плиты. Как говорят, великий человек велик во всем.
В архитектурной среде его называют хищником, припоминая, как он «отобрал» проект православного духовного центра на набережной Бранли у Мануэля Нуньеса Яновского, против одиозного сооружения которого взбунтовались власти Парижа. В 2010-м году Управление делами президента РФ выкупило участок на набережной (там раньше находилась метеослужба региона), чтобы построить здесь Духовно-культурный православный центр. Новая институция объединяет в себе культурные и образовательные учреждения, также на территории комплекса находится собор Святой Троицы. На проект комплекса был объявлен конкурс, который выиграл Яновский. Но его проект в итоге «забанили», и площадку отдали на откуп Вильмотту, занявшему в конкурсе второе место. Вокруг этой истории было сломано немало копий, однако, в 2016 году центр открылся, и ныне здания из бургундского известняка с пятью золочеными куполами над собором украшают собой набережную Сены. Интересно, кстати, что первой работой Вильмотта, связанной с Россией, были… декорации к «Пиковой даме» в постановке Ролана Пети в Большом театре. Вот уж действительно — творчество контрастов.
Самые известные проекты Вильмотта — стадион Allianz Riviera в Ницце и примыкающий к нему эко-квартал вдоль реки Вар, реконструкция Рейксмузеума в Амстердаме (наряду с ранними оформительскими работами в Лувре, Орсе и музеях в Лиссабоне и Дохе), проект реконструкции Малого Мраморного дворца в Санкт-Петербурге и мемориал ООН в Южной Корее. В планах — ожидаемый многими спортивный центр Ferrari в Маранелло.
Он сам считает своей наиболее интересной постройкой последних лет центр Station F в Париже (2017 год), «лабораторию» стартапов, инициированную миллиардером Ксавье Ньелем. Это не только офисы, коворкинги и аудитории, но и цех с 3D-принтерами, например. Задачей Вильмотта было организовать весь этот разноплановый хаос под одной крышей, да ещё крышей по-своему исторической: кампус занимает здание бывшего склада при вокзале Аустерлиц, инженерного чуда 1920-х годов. «Ничего сложного и во многом похоже на работу над крылом «Ришелье» в Лувре» — подытоживает архитектор, кажется, способный на все.