Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 0)
Архитектор и дизайнер Жан-Мари Массо

Жан-Мари Массо (Jean-Marie Massaud), которому 8 сентября 2024 года исполняется 58 лет, — один из самых известных французских дизайнеров современности. Учился в Высшей Национальной Школе дизайна. Стажировался у легендарного французского дизайнера старой закалки Марка Бертье (Marc Berthier). В 1996-м открыл свою студию совместно с архитектором Даниэлем Пузе (Daniel Pouzet).

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 2)
Футбольный стадион Omnilife в Гвадалахаре, Мексика, 2011.

Массо — настоящий универсал, он успешно работает как с крупными, архитектурными формами, так и в области предметного дизайна. Самый его громкий архитектурный проект — футбольный стадион в Гвадалахаре (Мексика). Дизайнерскую работу номер один заявить сложнее. Портфолио мэтра включает несколько сотен самых разных объектов: от дверной ручки и флакона духов до концепт-кара и мебели будущего.

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 4.1)
Флакон для духов Paloma Picasso, 2002.
Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 4.2)
Торшер Kubik, B&B Italia, 2005.

Массо вспоминает, что решил стать дизайнером, еще будучи подростком. Так как понял, что может изменить мир. Он продвигает дизайн формата eco green и sustainability: вещи природных форм, сделанные на века и гармонизирующие внутренний мир человека. Каждый его проект, вне зависимости от масштаба, продуман до мелочей. Например, проектируя чемодан для люксовой марки FPM, он оснастил корпус миниатюрными влитыми ножками вместо передних колес, благодаря чему пользоваться чемоданом стало намного удобнее — ведь так он получился устойчивее, реже переворачивается и не катается бесконтрольно по полу в отличие от обычных кейсов.

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 6)
Коллекция чемоданов для FPM, 2012.

Жан-Мари Массо начинал с малых форм: подносы для De Vecchi, вазы для Daum, зеркала для Glas Italia. Свечи в виде гигантской гальки B& B Italia и кашпо в человеческий рост Serralunga, созданные в начале 2000-х, до сих значатся в бестселлерах этих марок. Вскоре те же B& B Italia доверили Массо уже мебельные коллекции и оформление интерьеров своих бутиков.

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 8)
Свечи Overscale Candles, B&B Italia, 2005.

Массо думает о приятных, эстетских мелочах жизни. Так, он придумал для мануфактуры Christofle серебряный сервиз, предназначенный для самой уютной трапезы недели — воскресных бранчей. Он включает в себя, в частности, фонтан для лимонадов и чашу для глинтвейна с серебряным черпаком.

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 10)
Коллекция для воскресных бранчей Silver Time, Christofle, 2013.

Проектируя инновационные смесители для Axor, дизайнер сделал частью конструкции компактную полочку, на которую можно положить мыло или что-то поставить, бокал вина, например. «Я сам не раз сталкивался с тем, что такая подставка нужна, но о ней всегда забывают, — говорит дизайнер. — Хотя, казалось бы, это элементарно и, пусть на йоту, но облегчает жизнь. К тому ванная комната в современном доме стала приватной территорией номер один, и наша задача — сделать ее максимально комфортной, чтобы можно полностью расслабиться».

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 12)
Коллекция Axor Massaud, Axor.

Дизайнер не чужд и новым технологиям, считая, что их нужно активно претворять в жизнь. Он отливает из полиуретана кресла для Poliform, создает инновационные лампы для Foscarini и Wästberg (модель 2008-го получила по итогам года премию Good Design Award) и разрабатывает концепт-кары для Toyota. Электрокар 2013 года побил все стандарты eco green! Корпус из сменных полипропиленовых панелей весит рекордно мало, за счет чего машина потребляет значительно меньше энергии, чем обычный электромобиль. Изнутри салон отделан бамбуком. Не говоря уже о полном отсутствии вредных выхлопов!

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 14)
Концепт-кар ME.WE, Toyota, 2013.

Все архитектурные проекты Массо также обыгрывают тему природного начала, необходимого человеку в повседневной жизни. Для небоскребов в мексиканских городских джунглях он предлагает высотки с террасами по периметру и небольшими садами в каждой квартире. Концепт отеля в Пуэрто Вальярта включает создание рукотворного водоема, под которым будут находиться все общественные помещения комплекса. Номера же предполагается разместить в здании, сделанном в форме гальки, словно бы, брошенной на середину этого пруда.

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 16)
Концепт жилого небоскреба с зелеными террасами в Гвадалахаре, Мексика.

Стадион Volcano в Гвадалахаре, принявший первый матч в 2011 году, врыт в рукотворный холм и издалека действительно напоминает вулкан. Парящая над ним мембрана, защищающая трибуны от солнца и осадков, дополняет веристичный образ. Продумано естественное кондиционирование арены, а также сбор воды, которая впоследствии идет на полив поля. В дни, когда нет матчей, комплекс используется как развлекательная площадка, а жителям перенаселенного мегаполиса открыт доступ на гигантскую общественную парковку, устроенную в недрах холма. «Дизайн сродни психотерапии, а эмоции важнее вещей», — так определяет свое авторское кредо Жан-Мари Массо.

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 18)
Футбольный стадион Omnilife в Гвадалахаре, Мексика, 2011.

Он много работает с мебельными гигантами вроде Cassina и Cappellini, но самым плодотворным стало его многолетнее сотрудничество с Poltrona Frau и Poliform, для которых он создал десятки успешных моделей. Узнаваемый шезлонг Wallace (Poliform, 2010) в виде асимметричной мягкой кожаной подушки, небрежно брошенной на металлическое основание, войдет в учебники дизайна. Равно как и коллекция корпусной мебели Lloyd для Poltrona Frau 2016 года.

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 20)
Книжный стеллаж Lloyd, Poltrona Frau, 2016.
Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 16)
Диван Westside, Poliform, 2019.

Одна из относительно недавних работ Жана-Мари для Poliform — диван Westside, ставший очередным вневременным бестселлером. Модульную конструкцию можно собрать в любую композицию в зависимости от конкретного помещения, а удобные кожаные подставки, которые переставляются куда угодно, заменяют собой статичную спинку, еще больше расширяя спектр пользовательских возможностей. «Казалось бы, это очевидная мелочь, но как она облегчает жизнь!» — считает мэтр.

Жан-Мари Массо: бог деталей (фото 17)
Керамическая ваза Uluru, Poterie Ravel, 2013.