Юберу Ле Галю (Hubert Le Gall) не дашь его пятидесяти. Во многом потому, что он сохранил юношеский задор, как правило уже несвойственный мэтрам. Юбер говорит, что до сих пор смотрит на мир через розовые очки, ежеминутно поэтизируя действительность.
Обстановку от Ле Галя не зря называют сюрреалистическим бестиарием: действительно, славу дизайнеру составили бюро в виде лошадей, комоды, увенчанные головами быков, и торшеры с ножками в виде резвящихся кроликов. Пластика этой «скульптурной мебели» отсылает к текучим формам, превозносимым главным сюрреалистом всех времен, Сальвадором Дали.
Однако, дизайнер убежден, что его видение мира глубже приписываемого ему творческого «копипаста». «Мне часто говорят, ваши образы напоминают нам произведения Кокто, Уорхола и Дали, — комментирует он. — В искусстве всегда так. Возьмешь образ быка, тебя назовут последователем Пикассо. Бронза с эффектом лепки? Вы педалируете технику Джакометти! Вторичность, если задаться целью, можно найти у любого. Я создаю свой мир, полный моих фантазий, сплетающихся в причудливые образы. Кажется, я мог бы стать сказочником, не выйди из меня художника!»
У Ле Галя интересная биография. Его отец был генеральным директором крупного химического концерна, и юноша поначалу подался в финансы. Закончил бизнес-школу, работал по профессии. Но однажды решил свернуть с проторенного пути, посвятив себя искусству. Юбер с детства рисовал и что-то мастерил, в зрелые тридцать это вылилось в интерес к портретной живописи. Он писал маслом, и его работы неплохо продавались.
Однажды его пригласили по знакомству оформить художественную выставку, и вскоре он сосредоточился на музейной сценографии. Он оформлял множество выставок в парижских музеях, от камерных вроде Жакмар-Андре, до грандов в лице Музея Орсэ (Musée d’Orsay) и Гран-Пале (Grand Palais). Впоследствии его как мастера, безошибочно чувствующего исторический фон, пригласили осуществить реконструкцию дома Моне в Живерни и покоев королей во дворце Шамбор.
Интерес к предметному дизайну назревал. Художник, скульптор, Ле Галь решил делать не просто мебель или светильники, но предметы интерьера ранга арт-объектов. При этом кресло должно было быть креслом. «Я имею в виду, что на нем можно сидеть! — объясняет дизайнер, — Вы пробовали, например, сидеть на металлических монстрах Рона Арада? Пытался, вскакиваешь, как ужаленный». Причудливые вещи Ле Галля при всем их сказочном, фантасмагорическом облике остаются функциональными.
Его первые опыты в дизайне встретили широкую поддержку у галеристов. Так, Элизабет Гаруст (Elisabeth Garouste), владелица звездной парижской галереи Avant-Scène, уже в 1996 году провела первую монографическую выставку Ле Галя, с которой началась его слава как мастера выдумки, а его вещи вошли в шорт-листы коллекционеров.
Одной из первых заказчиц Юбера, дружбу с которой он поддерживает уже более двадцати лет, стала американка Памела Маллин (Pamela Mullin). Прошлый год завершился триумфальным выходом книги, посвященной его творчеству (в издательстве Flammarion), на страницах которой, в частности, освещается самый масштабный проект. Им стал охотничий замок XVII века, принадлежащий Памеле. Ле Галь оформил интерьер своими вещами, превратив его в своего рода декорации к фэнтези-сказкам Тима Бертона.
Прошлый год вообще был богат на события. В другой парижской галерее, Pierre-Alain Challier, многие годы представляющей интересы Ле Галля, прошла его масштабная ретроспектива. Шалье открыл дизайнера миру, активно промоутируя его творчество через аукционы Artcurial.
Любимый материал Ле Галя — бронза. Ему нравятся пластические возможности металла, его податливость и вариативность. Несколько лет назад, готовя совместный арт-проект с домом шампанских вин Ruinart, он открыл для себя стекло и теперь необыкновенно им увлечен. Дизайнер не гонится за массовостью. Его вещи выходят ограниченным тиражом. Он жестко отбирает подрядчиков, по большей части это не просто французские ателье, но небольшие мастерские, расположенные в Париже. «Я хочу иметь возможность ежеминутно контролировать процесс», — говорит Ле Галь. Итогом становится выпуск всего нескольких вещей в год.
Но это оправдано. Юбера, несмотря на малые тиражи, называли и дизайнером года, и одним из самых дорогих дизайнеров современности. (Его комоды «в розницу» стоят под 200000 евро). Работы Ле Галя представляют галереи по всему миру, включая далекие Ливан и Тайвань. К своей славе он относится без ложного пафоса. «В жизни столько романтики, поэзии, —говорит он, — Я лишь стремлюсь выразить их в меру своих скромных возможностей». http://hubertlegall.blog