Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 0)
Габриэлла Креспи и коллекция светильников Kaleidoscope, 1970-е.

Габриэлла Креспи (Gаbriеlla Crespi) родилась в Милане 17 февраля 1922 года в богатой и знатной семье. Ее отец был инженером, а мать занималась дизайном ювелирных украшений. Неудивительно, что будущий дизайнер унаследовала совершенное сочетание художественного таланта и технического гения. Детство Креспи провела в Тоскане, а затем на Гебридских островах Шотландии.

Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 2)
Габриэлла Креспи и светильник Obelisk ее работы, 1969.

В 1940-х она вернулась в Милан, чтобы изучать искусство в Академии изящных искусств Брера, а затем поступила на архитектурный факультет Миланского политеха. В те времена это было смелое решение: в 1940-х годах карьера в архитектуре (да и в принципе любая карьера) не считалась подходящей для женщины ее социального положения. В лучшем случае представительницы слабого пола могли реализовать себя как декораторы или помощницы архитектора. Но Креспи отличалась упрямством и самостоятельностью. По словам ее дочери Элизабетты, «сталкиваясь с реальностью жизни, она не сильно задумывалась о последствиях».

Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 4)
Стол Puzzle, 1973.

В 1948 году дизайнер вышла замуж за Джузеппе Мария Креспи, наследника одной из богатейших аристократических семей Италии, основателей текстильной империи и владельцев газеты Corriere della Sera. Тогда же Габриэлла начала создавать серию небольших предметов в качестве подарков для своих богатых подруг: пресс-папье, подарочные коробки, шкатулки и статуэтки животных, выполненные из драгоценных пород древесины, бархата и серебра.

Свои творения она частенько украшала строчками из стихов собственного сочинения. Это были своеобразные pièces uniques, роскошные, немного барочные, с особой энергией. Вскоре увлечение переросло в самостоятельную дебютную коллекцию Small Lune Collection, которую заприметил Дом Dior, купив ее для парижского бутика. Так началось многолетнее сотрудничество Габриэллы Креспи и парижского Дома.

Примечательно, что у Креспи никогда не было отдельной студии, она рисовала дома эскизы, а затем относила их в местные ремесленные мастерские. Даже шоурум она открыла в собственных апартаментах на Via Montenapoleone.

Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 6)
Настольные лампы Fungo, 1970–1976 годы.

В 1963 году, расставшись с мужем, Габриэлла вместе с двумя детьми переехала в Рим, поселившись в роскошном палаццо XV века Cenci, которое тут же стало центром притяжения для местной аристократии. Сюда стекались знаменитости, заинтригованные его необычным интерьером (современные силуэты мебели на фоне старинных фресок и кессонных потолков — тогда это выглядело очень новаторски), а также харизмой и красотой самой хозяйки. Среди завсегдатаев числились Одри Хепберн (Audrey Hepburn) и Юбер де Живанши (Hubert de Givenchy), сестра иранского шаха принцесса Ашраф. Говорят, немецкий мультимиллионер и известный коллекционер искусства Гюнтер Закс (Gunter Sachs) приобрел у Креспи целую армию миниатюрных гиппопотамов из бронзы и слоновой кости.

Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 8)
Столик Eclipse, 1980-е.

Здесь же дизайнер показала и свою первую коллекцию мебели Plurimi. Она состояла из 15 предметов, включавших модульные конструкции журнальных столиков с ультрагладкими вращающимися поверхностями в виде лепестков. Каждый объект поражал безу­пречностью линий, футуристичной формой, гениальностью инженерии и кропотливостью ремесленного труда. Они напоминали космические корабли, приземлившиеся в стенах исторического дворца. Подобный контраст только усиливал впечатление. Но главное, Plurimi стала своеобразным дизайнерским манифестом Креспи.

Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 10)
Столик Cubo Magico, 1970.

Каждый предмет в коллекции состоял из различных элементов, которые выдвигались, вращались, раскладывались на несколько составных частей и так же быстро собирались в единую конструкцию. Как тонко подметил один из критиков, это была Mobili mobilissimi — сверхмобильная мебель. Креспи была очень практичной, поэтому запатентовала все механизмы, которые заставляли ее скульптурные шкафы открываться, как раковины моллюсков, а столы — вытягивать эллиптические крылья, словно межгалактические летательные аппараты. Поскольку клиентами Габриэллы были богатые и влиятельные люди, она использовала в своей работе дорогие материалы и финиши: красный африканский мрамор, ливанский кедр, латунь, искусно соединяя их с люцитом, древесной корой, ротангом и стеблями бамбука.

Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 12)
Столик Cubo Magico, 1970.

Креспи испытывала настоящую страсть к Востоку. Его мистика привлекала ее воображение, и в 1973 году она начала работать над новой коллекцией Rising Sun, полностью выполненной из бамбука. Из этого материала она создала абажуры для настольных ламп, столы и даже детскую колыбель. Лейтмотив коллекции — узор в виде солнечных лучей — пример гениального мастерства в работе с бамбуковыми стеблями.

Пиком творческой карьеры Креспи стал период 1970–1980-х годов. Она дополнила новыми предметами уже известную коллекцию Plurimi и создала новые: Yang Yin и Sheherezade. Тогда же она спроектировала книжный шкаф Menhir и скульптурные столы Ara и Lunante. Постоянно рос и круг ее почитателей: принцесса Марина Савойская, королева Бельгии Паола, персидский шах Реза Пехлеви и король Саудовской Аравии Фейсал, для которого Креспи разработала проект интерьера дворца в Эр-Рияде.

Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 15)
Бра Kaleidoscope, переизданные Dimore Studio, на выставке Visioni, 2019.

И тем не менее в 1986 году в возрасте 65 лет Креспи не­ожиданно для всех оставила светский мир и отправилась послушником в Индию, следуя за своим духовным учителем Шри Мунираджи. Живя в небольшой деревне в Гималаях, дизайнер вела аскетичный образ жизни, практиковала карма-йогу и ежедневную медитацию. Она прожила в Индии 20 лет, с 1987 до 2007 года, лишь изредка наведываясь в Италию, чтобы проведать детей. Ее багаж всегда состоял лишь из рюкзака и спального мешка. Своим духовным опытом она поделилась в книге «В поисках Бесконечности — Гималаи», которая была опубликована в 2007 году.

Однако так случилось, что во время очередного визита в Италию 85-летняя Креспи упала, споткнувшись о чемодан, который случайно уронил коридорный. Это роковое обстоятельство заставило уже немолодую Габриэллу вновь сесть за чертежный стол. Продолжая духовную практику, дизайнер работала над серией переизданий своих самых известных творений, экспериментируя с различными материалами: столы Ellisse и Dama, стол Z и барный шкаф Yang Yin были представлены в 2015 году во время Salone del Mobile.Milano.

Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 17)
Экспозиция Dimore Gallery на Via Solferino 11.

Однажды, когда Габриэллу Креспи спросили, что она считает самым большим удовольствием в жизни, дизайнер ответила: «Начинать все заново». Этому постулату она оставалась верной до последних дней. Креспи умерла 14 февраля 2017 года в возрасте 95 лет.

Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 19)
Скульп­тура Airone, латунь и стекло от Barovier & Toso, 1973.

Сегодня коллекционеры выкладывают астрономические суммы за творения знаменитой итальянки, которые и по сей день выглядят современно и актуально. Созданные вручную, эти предметы существуют в очень ограниченном количестве. Неудивительно, что переизданная нескольколет назад Dimore Studio капсульная коллекция работ Габриэллы Креспи, имела большой резонанс. Новые издания были произведены теми же мастерами, что и оригиналы. «У Креспи был необыкновенный вкус, — сказал Эмилиано Сальчи (Emiliano Salci). — Она была современной и смелой, почти радикальной в своих суждениях и творческом подходе. Все, от ее врожденного очарования до мебели, которую она проектировала, было сложным и нетрадиционным, но обладающим человеческим теплом. Она была гением».

Вопреки правилам: дизайнер Габриэлла Креспи (фото 21)
Габриэлла Креспи в 1970-е.