6 октября родился один из мэтров итальянского дизайна — Вико Маджистретти (Vico Magistretti, 1920-2006). Архитектор по образованию, он построил десятки общественных зданий и частных домов, и был одним из тех, кто сформировал облик итальянской послевоенной архитектуры. За пределами родины он больше известен как дизайнер: за свою долгую профессиональную карьеру он сотрудничал со множеством мебельных фабрик (Cassina, De Padova, Fritz Hansen, Kartell, Artemide, Oluce, Campeggi и др), неоднократно удостаивался премий Compasso d’Oro и Triennale, а его вещи представляли итальянский дизайн на выставках по всему миру. Сегодня мы вспоминаем интересные факты об этом выдающемся дизайнере и архитекторе.
Его основная профессия — архитектура
Поступив на архитектурный факультет Миланского политехнического университета (Politecnico di Milano), он продолжил семейную традицию. Начиная с его прадедушки Гаэтано Безия, все мужчины семьи посвящали себя этой профессии. Так, например, отец Вико, Пьер Джулио Маджистретти, был одним из четырех авторов дворца Аренгарио на миланской площади Дуомо (сейчас в нем находится Museo del Novecento). Кстати, свои первые шаги в профессии Вико начинал именно в студии своего отца.
Эмиграция в Швейцарию
На время Второй Мировой войны Вико Маджистретти, как и многие другие итальянские антифашисты, уехал в нейтральную Швейцарию. Там он познакомился с Джо Понти (Gio Ponti) и Эрнесто Натаном Роджерсом (Ernesto Nathan Rogers), покинувшими Италию по той же причине. Годы изгнания оказались очень плодотворными: по словам Маджистретти, общение с обоими мэтрами стало его главной архитектурной школой.
Послевоенные годы: восстановление Милана
Начинающий архитектор принимал активное участие в восстановлении Милана после войны, он был одним из авторов проекта экспериментального квартала QT8. Именно Вико Маджистретти построил круглую модернистскую церковь Рождества Девы Марии, а также спроектировал четырнадцать многоэтажных жилых зданий для государственной программы INA-Casa. Все они сохранились до наших дней: на сайте Fondazione studio museo Vico Magistretti можно найти план самостоятельной экскурсии «по местам боевой славы» архитектора.
Карьера дизайнера
Маджистретти начал проектировать мебель для своих архитектурных проектов или выставок еще в 1940-е годы. Но слава дизайнера пришла к нему только после того, как первый предмет был запущен в массовое производство. Им стал стул Carimate. Простой и солидный, с деревянным каркасом и плетеным сидением, он был разработан архитектором для интерьеров его гольф-клуба в Каримате в 1959 году. Примерно в те же годы Вико построил по соседству виллу для Чезаре Кассина (Cesare Cassina), владельца фабрики Cassina и своего близкого друга. Чезаре понравился стул и он включил его в коллекцию своей фабрики.
Стул Selene для Artemide
В 1968-м году компания Artemide, которая тогда занималась не только светом, запустила в производство стул Selene по дизайну Вико Маджистретти. Вслед за моделями Panton Chair Вернера Пантона (Verner Panton) и Universale Джо Коломбо (Joe Colombo), он стал третьим в мире стулом из литого пластика. Дизайнер так объяснял свою идею: «Я хотел разработать цельный стул, без отдельных деталей и соединений, но не „футуристичный“, я это слово ненавижу (намек на Panton — прим. ред.), и не с толстыми, как у слона, ногами (намек на Universale — прим. ред.), а легкий, элегантный, простой и удобный». Несмотря на огромный успех модели, она давно снята с производства, и обзавестись сейчас можно только коллекционными экземплярами.
Настольная лампа Eclisse
Один из самых известных предметов Маджистретти — настольная лампа Eclisse, спроектированная им в 1965 году. Она была запущена в производство маркой Artemide двумя годами позже. Дизайнер рассказывал, что идея ему пришла в голову, пока он ехал в метро и думал о недавно увиденном фильме «Отверженные». У главного героя, Жана Вальжана, была лампа со свечкой и затворкой, с помощью которой можно регулировать яркость света. Так Маджистретти придумал лампу из двух сфер, где одна вращается внутри другой, устраивая «затмение», и тут же зарисовал ее в блокноте, чтобы не забыть.
Вико Маджистретти о своем стиле
На самом деле Вико Маджистретти ненавидел слово «стиль» и очень раздражался, когда его просили описать его собственный. «Я стараюсь делать вещи как можно более простыми, убирая все лишнее», — отвечал он. Величайшими архитекторами ХХ века он называл Ле Корбюзье (Le Corbusier), Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) и Людвига Миса ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) и подписывался под девизом последнего: Less Is More («меньше значит больше»).
Иконы дизайна
Вещи по дизайну Маджистретти входят в коллекции престижных музеев по всему миру. В том числе в Музее Виктории и Альберта, миланском Триеннале, Метрополитен и др. В одном только нью-йоркском МоМА хранится двенадцать предметов маэстро, включая стул Selene, лампу Eclisse, кресло Maralunga (Cassina, 1973) и настольный светильник Atollo (Oluce, 1977) — один из главных шедевров светового дизайна ХХ века.
Любовь к Великобритании
Итальянец любил Великобританию («Это редкая культура, лишенная вульгарности»), и она отвечала ему взаимностью, награждая престижными премиями. В конце 1970-х годов Вико Маджистретти начал преподавать в Royal College of Art. Партнерство с институтом, который назначил его почетным членом совета в 1983 году, продолжалось почти до самой смерти архитектора. Приверженец рационализма, он породил поколение «новых минималистов», таких, как его ученики Константин Грчик (Konstantin Grcic) и Джаспер Моррисон (Jasper Morrison).
Музей Вико Маджистретти в Милане
За всю свою шестидесятилетнюю карьеру, которая началась сразу после войны и закончилась с последним вздохом дизайнера, Маджистретти ни разу не сменил адреса. В 1946-м году, после внезапной кончины отца, он унаследовал его студию на Viа Сonsеrvatoriо, 20 и больше никуда не переезжал.
Через несколько лет после его смерти дочь Сюзанна основала Fondazione studio museo Vico Magistretti и превратила студию в музей. Его размеров недостаточно, чтобы представить весь архив (30000 рисунков, 7000 фотографий, 3000 документов и сотни предметов), поэтому экспозиция постоянно немного меняется. Если вы хотите увидеть, в какой обстановке работал один из величайших дизайнеров ХХ века, непременно зайдите. www.vicomagistretti.it