Консоль-лестница Валентина Лелльманна (Valentin Loellmann) из стали и ореха была продана на Cosmoscow 2019, став самым дорогим реализованным объектом в секции Design. Органические формы, плавные силуэты, неожиданные сочетания материалов, которые будто составляют единое целое — вот лишь немногие составляющие его уникального стиля. Работы талантливого молодого дизайнера в Москве впервые представила галерея Tirage 1/1, в интерьерах которой Валентин Лелльман рассказал ELLE Decoration о своем творчестве, границе между созданием мебели и искусством, важности тактильного контакта и будущем студии.

Валентин Лелльманн (фото 0)
Дизайнер Валентин Лелльманн.

ОБ ЭСКИЗАХ

Я никогда не делаю эскизы. Думаю, если вы создаете дизайн автомобиля, вам необходимо уметь делать наброски, потому что нужно работать с производством, с очень большим количеством людей, отвечающих за разные сферы. Для дизайнера это способ выразить идеи и показать их другим людям, но для меня это несущественно. Я создаю все свои объекты сам. Если у меня появляется идея, я сразу перехожу к работе.

Поскольку мы также работаем над архитектурными проектами, в нашей студии есть человек, который занимается только эскизами. Он пытается перевести мои мысли на технический язык, например, когда мы создаем интерьер целиком, чтобы представлять проект клиенту. Я рассказываю ему, как я представляю себе итог работы, но в конечном счете я не обращаю внимание на рисунки. Я делаю то, что кажется правильным, и, если детали нет в эскизе, это ничего не значит для меня.

Валентин Лелльманн (фото 2)
Studio Valentin Loellmann в Маастрихте.

О ГРАНИЦЕ МЕЖДУ ДИЗАЙНОМ И ИСКУССТВОМ

Для меня ее не существует. Это разделение придумывают другие люди — журналисты, галереи. Думаю, даже коллекционеры не разделяют дизайн и искусство. Я просто делаю то, что делаю, и мне все равно, как это определят впоследствии. В то же время очень просто делать столы и стулья, но создавать скульптуры, такие как ступени, представленные на Cosmoscow, уже сложнее. Такие объекты нравятся людям, но им нелегко придумать, как разместить их, как соотнести вещь с пространством.

Валентин Лелльманн (фото 3.1)
Studio Valentin Loellmann. Сад.
Валентин Лелльманн (фото 3.2)
Studio Valentin Loellmann. Фрагмент интерьера студии.

О ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

Это не так просто, как раньше. У нас есть очередь из проектов, жесткие сроки. С чего все начинается? Это просто один объект из списка, с которым мне нужно работать. Уже давно прошло то время, когда я не знал, что буду делать дальше, просто начинал создавать вещь из ниоткуда. Теперь я должен готовиться к той или иной выставке, должен сохранять единый стиль, вместо того чтобы делать что-то более радикальное. Нам всем пришлось меняться, поскольку мы производим довольно много предметов. Я не должен этого говорить, но это так.

Валентин Лелльманн (фото 4)
Лестницы. Дерево, латунь.

О СОЧЕТАНИИ ЭСТЕТИКИ И ФУНКЦИИ

Я считаю себя эстетом, для меня это значит качество до мельчайших деталей. Это могут быть очень простые вещи, которые кажутся незаметными, но создают образ в целом. Очень важно, как выглядит предмет, как люди смотрят на него, чтобы рядом с ним было комфортно, он был тактильно приятным. Я не создаю объекты, чтобы провоцировать или шокировать. Я превращаю эстетику во что-то материальное. Здорово, если предмет можно использовать и в то же время он является скульптурой, произведением искусства. Мне нравятся, когда мои объекты попадают в дома, когда у владельцев устанавливаются отношения с ними. Сейчас личного все меньше и меньше, и вместе с тем оно становится все более и более ценным.

Валентин Лелльманн (фото 5)
Studio Valentin Loellmann. Фрагмент интерьера студии.

О ВАЖНОСТИ КОНТАКТА

Я помню, что для первой своей ярмарки я создал деревянный стол. Я просто смотрел на людей на стенде, на то, как они двигаются, взаимодействуют с моими предметами. И понял, что многие разглядывают их, но еще больше людей неосознанно дотрагиваются, устанавливают тактильный контакт. Может быть, людям не так интересен сам предмет, но он создает такое притяжение, что им хочется прикоснуться к нему. И это то, чего я добился, даже не осознавая цели, без конкретного намерения.

О ХОРОШЕМ ДИЗАЙНЕ

Что касается дизайна, у меня нет никаких требований. Я люблю эстетичные вещи, у них должна быть душа. Я не признаю искусственность, объекты, которые существуют только благодаря тому, что они выпущены под тем или иным брендом.

Валентин Лелльманн (фото 6)
Валентин Лелльманн за работой в своей студии.

О РИСКЕ

Я готов рисковать всем ради идеи, и это то, что я делаю постоянно. Когда я прихожу на фабрику и прошу создать что-то, что никогда не делали раньше, мне часто говорят, что это слишком сложно, что риск слишком высок. Например, могут пойти трещины, потому что в принципе не предполагается сочетать дерево и металл в одном процессе. Но мне все равно.

Я думаю, нужно уметь принимать риски и преодолевать их. В наши дни так сложно сделать что-то, что будет выделяться, что не просто интересно из-за хорошего маркетинга, а потому что в самом предмете заложена энергия, которую ты можешь почувствовать. Это то, ради чего я готов работать. Моя мотивация — создавать настоящие чувства из ничего. Будет здорово достичь этого однажды.

Валентин Лелльманн (фото 7.1)
Ступени. Сталь, венге.
Валентин Лелльманн (фото 7.2)
Ступени. Сталь, венге.

О ЛЮБИМОМ ОБЪЕКТЕ

Мой любимый предмет из тех, что сделал я, — это лестница. Удивительно, но у меня до сих пор нет ни одной. У меня дома в принципе не так много моих вещей. Но я люблю лестницу, потому что именно ее я создавал для себя. Мне нравится ее фактура, я бы поставил такую в своей ванной, чтобы вешать на нее полотенца. И в то же время лестница — это очень символичный предмет для многих культур, предмет с позитивным значением, потому что она ведет вверх, заставляет двигаться выше. Она многофункциональна и в то же время абсолютно бессмысленна. Я думаю, ни одна моя лестница во всем мире не используется по назначению, но у вас всегда остается такая возможность.

О СВОБОДЕ

Никто не свободен абсолютно. Я могу делать свою работу, как я хочу, и это уже очень много. Я не свободен от обязанностей, как думают некоторые о художниках, мы больше не живем в 1920-е. Сейчас если ты занимаешься искусством, ты должен знать, как работает бизнес, как создавать прибыль. И эти вещи тоже ограничивают твою свободу, потому что они завязаны на цифрах, но это нормально.

Валентин Лелльманн (фото 8)
Работы Валентина Лелльманна на стенде галереи Tirage 1/1 на выставке Cosmoscow.

О БОЛЬШОЙ МЕЧТЕ

Сейчас у меня есть достаточно средств, чтобы заниматься чем угодно. Я не намерен развивать бизнес только ради бизнеса. Я хочу делать то, что придает смысл моей работе, хочу создать публичный проект. Я один из немногих художников, кто может себе это позволить, поскольку мне удалось превратить свое творчество в источник дохода.

У меня всегда была идея отдать что-то взамен, создать фонд, причем сделать это до того, как меня не станет, пока я сам могу быть его частью. Поэтому решил приобрести бывшую фабрику, старое здание в Маастрихте, построенное в 1920-е. Я хочу устроить там свою студию, и она будет в 10-15 раз больше той, где мы работаем сейчас. Там также будет общественное пространство, ботанический сад, резиденция для художников. Я хочу перенести туда то, что меня вдохновляет, сделать пространство максимально открытым. Этот проект тоже станет моим произведением, только не материальным. Это немного сложно объяснить, это совершенно новый опыт, новое переживание. План рассчитан на шесть лет, и сейчас мы уже очень близки к началу. www.valentinloellmann.de

Валентин Лелльманн (фото 9.1)
Фрагмент стенда галереи Tirage 1/1 на выставке Cosmoscow.
Валентин Лелльманн (фото 9.2)
Фрагмент стенда галереи Tirage 1/1 на выставке Cosmoscow.