Филипп Старк (Philippe Starck) — в мировом дизайне фигура культовая. Вот уже без малого полвека он занимается тем, что наполняет мир красотой, создавая удобные, красивые и функциональные объекты. Старк проектирует буквально все — от зубных щеток, женского белья и переносок для младенцев до частных аэродромов, олимпийских медалей и яхт для олигархов. Многие называют его дизайн провокационным, но, как считает сам Старк, любая провокация является таковой лишь для тех, кого она провоцирует. Проверим?
Соковыжималка Juicy Salif для Alessi, 1990
Идея появления на свет, пожалуй, самого культового объекта дизайна 1990-х уже сама стала легендой. Говорят, что ее эскиз Старк нарисовал на салфетке в итальянской забегаловке во время поедания кальмаров с лимоном. Спустя некоторое время основателю фабрики Альберто Алесси передали эту салфетку — прямо со следами кетчупа: на рисунке Старка кальмары и настольные соковыжималки постепенно сливаются в единое целое, которое фабрика с точностью воспроизвела в металле. А салфетка впоследствии заняла почетное место в музее Alessi. «Juicy Salif — это не только история про выжимание лимонов, — говорит Старк. — Увидев ее, кто-то за столом непременно спросит: „А это что такое?“ И завяжется застольная беседа. Эта мысль и двигала мной, когда я создавал этот необычный объект».
К 100-летию компании Alessi Старк разработал лимитированную версию культового объекта — Juicy Salif Studii №3. Она изготовлена из бронзы и происходит родом от одного из самых первых прототипов культовой соковыжималки.
Кресло LOUIS GHOST для KARTELL, 2000
Кресло Louis Ghost — самый известный и, пожалуй, самый копируемый пластиковый стул в мире! Он был создан в 2000 году и сразу стал бестселлером итальянской фабрики Kartell, оставаясь таковым и по сей день. Здесь в полной мере проявилась знаменитая старковская ирония: объект из прозрачного поликарбоната представляет собой пластиковую (читай уличную, демократичную, малобюджетную) версию классического помпезного кресла в стиле Людовика XV.
Люстра Zénith Noir для BACCARAT, 2003
Сотрудничество Филиппа Старка с компанией Baccarat началось в 2003 году. Старк оформил парижскую штаб-квартиру марки и спроектировал люстру Zenith Noir, которая легла в основу целой коллекции Darkside и положила начало не только многолетней моде на черный хрусталь, но и не менее крепкой дружбе Старка с французским Домом. Кстати, на этом старковские игры в классику не закончились. В 2011 году он создает ироничную версию Zenith под названием Marie Coquine Chandelier, просто приделав к ней зонтик!
Коллекция GUNS для FLOS, 2005
В 1990-е годы вся Европа распевала вслед за Эмиром Кустурицей и Гораном Бреговичем: «Kalashnikov, kalashnikov eeeee…» 2000-е годы ознаменовались не меньшим успехом коллекции Guns, впервые представленной Филиппом Старком и маркой Flos на выставке Euroluce в Милане в 2005 году. Основой светильников служат алюминиевые «Калаши», пистолеты и винтовки, покрытые 18-каратным золотом. Чувство вкуса и стиля позволяет Старку умело балансировать на грани, разделяющей здоровый китч и дурной вкус (что, кстати, потом редко удавалось его многочисленным эпигонам), делая эту модель настоящей иконой дизайна 2000-х.
Duravit Design Center в Хонберге, 2006
Среди многочисленных архитектурных проектов Старка хотелось бы отметить штаб-квартиру и дизайн-центр Duravit в Хонберге (Шварцвальд, Германия). Этот проект, созданный дизайнером для немецкого производителя сантехники, с которым он активно сотрудничал, являет собой квинтессенцию старковского ироничного стиля. Трапециевидное здание, отделанное металлическими зеркальными панелями, украшает гигантский балкон-унитаз, который видно издалека. Внутри — досконально продуманные выставочные пространства, включая шесть зон для тестирования сантехнической продукции.
Maison Baccarat, Москва, 2008
В 2008 году в Москве открылся Maison Baccarat Moscow, который разместился в историческом здании — особняке, где ранее находилась знаменитая Аптека №1. На первом этаже расположился собственно бутик, а на втором — ресторан Cristal Room Baccarat. По примеру парижского Maison Baccarat оформить интерьеры московского Дома пригласили Филиппа Старка. По его словам, он создал здесь место оживших снов, словно сошедшее со страниц «Алисы в стране чудес». «Для многих людей жизнь безрадостна, в ней слишком много реальных проблем, — говорит Старк. — В Cristal Room Baccarat нет ничего реального, здесь все сплошная иллюзия, фантазия и поэзия».
Велосамокат Pibal, 2012
10 лет назад Филипп Старк удивил всех необычным проектом. Совместно с компанией Peugeot он разработал концепт городского велосипеда XXI века для сети велопроката города Бордо. Модель представляет собой гибрид велосипеда и самоката и получилась легкой, маневренной и конечно же красивой — как и все, что делает французский дизайнер.
Яхта Venus для Стива Джобса, 2012
Яхта Venus примечательна не только тем, что ее спроектировал Филипп Старк, но и тем, что делал он этот проект для самого Стива Джобса (Steve Jobs)! Работа велась целых пять лет (Джобс лично контролировал процесс и вносил свои правки в дизайн). В итоге получилась настоящая «икона минимализма», где, по словам самого Старка, «все по минимуму и даже меньше». До завершения проекта основатель корпорации Apple так и не дожил: яхта была спущена на воду спустя год после его смерти.
Смеситель Axor Starck V для Axor, 2014
Смесители Axor Starck V — модель поистине революционная даже для нашего времени, а уж в свое время они произвели настоящий фурор. Излив сделан из закаленного хрусталя и полностью прозрачен, а его верхняя часть полностью открыта. По замыслу автора, водный мини-торнадо, рождающийся в кране, становится частью дизайна.
ОЛИМПИЙСКИЙ ФАКЕЛ ДЛЯ ЗИМНИХ Олимпийских ИГР В АЛЬБЕРВИЛЕ, 1992
Мало кому из дизайнеров выпадает честь разработать олимпийский факел, а вот Филипп Старк удостоился ее в далеком 1992 году — еще за десять лет до появления культового кресла Louis Ghost и обрушившейся на него мировой славы. Французский дизайн спроектировал факел для зимней Олимпиады в Альбервиле, который стал одним из самых коротких и самых необычных факелов за всю историю Игр. Спустя двадцать пять лет Старк вновь решил внести свой вклад в олимпийское движение и предложил свой вариант наград для летней Олимпиады 2024 года в Париже. По его замыслу каждая медаль должна разъединяться на четыре части — чтобы победители и призеры могли разделить свой успех с товарищами по команде, тренерами, родными и близкими.