подпись
Роберто Перегалли и Лаура Сартори Римини за работой в своей миланской студии.

Факты

  • Роберто Перегалли и Лаура Сартори Римини — давние коллеги, познакомились, когда работали в бюро декоратора Ренцо Монжардино.
  • Более 20 лет назад основали в Милане архитектурную и дизайнерскую студию Peregalli.
  • Оформляли интерьеры для миланских палаццо Реале, Марино, Морандо, участвовали в программах по благоустройству исторического центра города.
  • Компьютерным визуализациям предпочитают рисунки от руки и бумажные макеты.
  • Имеют собственную команду мастеров — около 100 человек.

На столе в студии Peregalli разложены фотографии, чертежи, книги, повсюду на консолях и комодах XVIII века лежат образцы камня, кусочки тканей, расписанные вручную плитки, фрагменты буазери и антикварных карнизов, прямо на полу у стен стоят старинные гравюры и картины. Роберто Перегалли и Лаура Сартори Римини обсуждают новый проект. Иной раз — на повышенных тонах. «Если обе стороны со всем согласны, хорошего разговора не получится. Мы спорим постоянно! Только так можно найти интересную идею», — признаются архитекторы.

гостиная
Гостиная в миланском палаццо, оформленная в эклектичном стиле конца XIX века. На стенах — голубая парча с золотом. Она же использована для штор и в обивке некоторых кресел. В центре, под хрустальной люстрой в стиле XVIII века, — восьмиугольный позолоченный резной стол с гранитной столешницей (Франция, XIX век). На нем фарфоровые китайские вазы династии Цин.

Они познакомились в бюро великого декоратора Ренцо Монжардино. Лаура поступила туда на работу, получив диплом архитектора-реставратора. Роберто, который благодаря родителям знал мэтра с детства, учился на философа, а в результате тоже пришел работать к Монжардино. В середине 1990-х они основали собственную студию и вот уже более 20 лет делают необычные проекты по всему миру. «Вы должны почувствовать, что находитесь в старом отреставрированном доме, обстановка которого складывалась годами или даже веками, а не в интерьере от студии Peregalli. Мы не стремимся, чтобы клиенты сразу узнавали наш почерк!» Интерьеры они складывают, как головоломку, из артефактов самых разных эпох.

эскиз
Эскиз декорации к оратории Генделя «Семела» на фестивале в Сполето. Роберто и Лаура увлекаются зарисовками в жанре каприччио*, который был особенно популярен в XVII—XVIII веках.

В ход идут полы и балки из домов, ушедших под снос, обои двухсотлетней давности, купленные на каком-нибудь провинциальном аукционе, керамическая плитка и утварь, подобранная в заброшенных крестьянских домах Тосканы. Все это компонуется друг с другом очень искусно и естественно: легкая патина времени и потертости, специально сохраненные выбоинки и щербинки полностью снимают какие-либо подозрения в новоделе.

Работа над росписью
Работа над росписью стен в одном из интерьеров.

Все, чего не хватает, доделывают и дорисовывают мастера, с которыми Лаура и Роберто работают много лет: керамисты, краснодеревщики, обойщики, штукатуры, кузнецы, виртуозно владеющие старинными ремесленными техниками. «Мы сразу предупреждаем клиентов, что, подписывая контракт с нами, они автоматически подписываются и на работу нашей команды примерно из ста мастеров. Потому что без них мы так и остались бы просто мечтателями, грезящими о прошлом. Благодаря умениям мастеров нас невозможно скопировать. Можно подсмотреть идеи, но получить такой же результат — нет».

прихожая
Прихожая в парижской квартире Лауры. Стены обиты красной парчой XVII века, пол выложен сланцевой плиткой XIX века, позолоченная консоль в стиле Людовика XV. В раме — рисунок Пьера Ле-Тана.

Лаура и Роберто подчеркивают, что их работа не имеет ничего общего с реставрацией или реконструкцией, хотя они хорошо знакомы с этими практиками. «Мы не копируем исторические стили, а создаем их вольную интерпретацию. Это похоже на сон — места, люди и предметы, когда-то виденные вами, появляются в немного измененном, фантастическом виде». Надо сказать, что с элементами прошлого они обращаются без излишнего пиетета.

спальня
Спальня в одном из миланских проектов. На стенах расписанные вручную обои начала XIX века. Хрустальная люстра — из России.

Перекрасить поблекшую бархатную обивку антикварного дивана, разрезать на полоски и квадраты старинный дамаст — для них обычное дело. Кстати, стены в кабинете Лауры оклеены именно такими квад-ратами, вырезанными из дамаста рубежа XIX–XX веков. В одном из недавних проектов, вилле в швейцарском Санкт-Морице, они использовали кожаные обои XVII века, купленные на аукционе, где распродавали интерьер княжеского замка из Северной Германии. Обои были разрезаны, перекрашены и пущены на фризы в гостиной.

столовая
Столовая в миланском палаццо. Стены обиты зеленой шелковой парчой и украшены коллекцией венецианского фарфора XVIII–XIX веков. Над резным столом и венецианскими стульями, покрытыми зеленым лаком, — генуэзская люстра XVIII века.
визуализация
Роберто и Лаура предпочитают бумажные трехмерные макеты компьютерной визуализации. На фото: бумажная модель лестницы в реконструируемом пятиэтажном доме в швейцарском Энгадине.

«Люди смотрят на прошлое как на витрину с застывшей картиной, а для нас это кладовая, полная запасов. Если старинный предмет не имеет особой художественной ценности, не бойтесь использовать его по своему усмотрению. Конечно, чтобы так смело обращаться с артефактами, нужно очень хорошо знать законы, по которым они были созданы, нужно знать стили. Необходимо, например, понимать, какой ширины должна быть полоска на классических обоях и как должны сочетаться цвета, чтобы иметь возможность свободно играть с ними. Или иметь представление о пропорциях античных колонн, чтобы использовать их копии в интерьерах».

лестница
Неоготическая дубовая лестница в одном из лондонских проектов студии. Стены декорированы драпировками из парчи с турецкими узорами.

Несмотря на то что интерьеры от Peregalli — это микс из разных эпох и стилей, архитекторы всегда учитывают контекст. Они не станут строить марокканский риад в манхэттенском небоскребе. «Скорее, это будет все тот же сон о прошлом, но с поправкой на то, что снится он вам в небоскребе. Кстати, такое уже случалось. Мы не отказываемся от проектов ни в небоскребах, ни в новостройках». Даже построенный «с нуля» дом выглядит так, будто простоял несколько веков.

патио
Крытое патио в риаде, который Роберто построил для себя в марокканском Танжере. Интерьеры навеяны акварелями Делакруа. Снизу стены отделаны плиткой XVIII века. Арка на заднем плане ведет в библиотеку.

«У нас был клиент из России, для которого мы сделали большой проект загородного дома под Москвой, — рассказывают архитекторы. — Изучив множество исторических усадеб и дворцов, мы выдумали для него русский дворянский интерьер в духе XIX века — и попробуйте отличить его от настоящего!»

ванная
Ванная комната в миланском палаццо. Подстолье раковины, рама зеркала и дверной портал — из каррарского мрамора.
альбом
Альбом The Invention of the Past c работами студии Peregalli, издательство Rizzoli, 2011.