Сабин Марселис (Sabine Marcelis) — голландка с французскими корнями родом из Новой Зеландии. Отец Сабин работал инженером, и семья часто переезжала. Дизайнера до сих пор мучает стремление к перемене стран: она признается, что не может дольше шести лет удержаться на одном месте. Сначала училась на архитектора в Веллингтоне, затем перебралась в Нидерланды, в Эйндховен, и последние годы живет и работает в Роттердаме.
В стране, ставшей ей родной, Сабин обласкана: муниципальная торговая палата заказывает ей дизайн памятных знаков, местные музеи борются за право устроить ее выставку, а журналы (в частности, голландский Frame) — напечатать о ней статью.
За пределами Нидерландов она стала известна несколько лет назад благодаря своим проектам на Миланской неделе дизайна. Сабин не работает с массовым производством. Все ее вещи — штучные и продаются через галереи коллекционного дизайна, а часто и заказываются ими. Дизайнер сотрудничает, в частности, с Gallery Bensimon в Париже и Chamber Gallery в Лондоне.
Ее бессменный промоутер на протяжении уже восьми лет — копенгагенская галерея Etage Projects. Год назад, например, она выставила работы Сабин на выставке Nomad в Монако, на вилле Карла Лагерфельда (Karl Lagerfeld). Экспозиция включала столы и табуреты из серии Candy Cubes и зеркала и объекты из серии Seeing Glass — двух самых популярных коллекций дизайнера.
Первые табуреты Candy Cubes появились в 2014 году, когда Сабин только начала экспериментировать с разноцветными синтетическими смолами. У нее прекрасная техническая база еще с детства, она может разобрать и собрать приемник за рекордное время — этому и многому другому когда-то научил ее отец. Она любит и умеет работать с новыми технологиями. В работе со смолами ей удается добиться необычного переливчатого эффекта — предметы выглядят одновременно и матовыми, и глянцевыми. Смола получается с молочным отливом и эффектом деграде: кажется, что она светлеет или темнеет в зависимости от освещения и угла зрения. Сабин регулярно освежает популярную серию: в прошлом году, например, табуреты пятилетней давности вышли в модных пастельных оттенках.
Seeing Glass — коллекция, которая была задумана еще в студенческие годы и реализована вместе с бывшей сокурсницей по Эйндховену, Брит ван Нервен (Brit van Nerven). Она включает объекты из стекла с цветной амальгамой и обычных зеркал. Какие-то служат посудой, какие-то — зеркалами, что-то — просто декор. Серия также постоянно развивается.
Сабин сама находит подрядчиков, исполняющих ее дизайн. В основном это мастерские, работающие в Роттердаме. Она считает, что важно всегда быть на связи и иметь возможность в любой момент посмотреть, как идут работы, чтобы что-то скорректировать и улучшить. «Наша работа — совместный творческий процесс, — говорит дизайнер. — Мы часто вместе ездим в творческие командировки, чему-то учимся, затем пытаемся применить это на практике».
В своем творчестве Сабин Марселис ратует за независимый дизайн. «Если мне не хватает бюджета, я возьму кредит, — говорит она. — Креативность ничто не должно ограничивать. Никогда не соглашайтесь на меньшее, это стыдно!».
Любимый жанр — дизайн светильников. Дизайнер предпочитает работать с неоном, часто применяет эффект рассеянной диффузии, создает оптические иллюзии. Она — непревзойденный мастер взаимосвязи цвета и света. Ее объекты — метафоры природных явлений.
Сабин говорит, что ее вдохновляют отсветы на воде и снеге, солнечный луч, пробивающийся сквозь облака. Она стремится уловить малейшее изменение цвета, чуть только поменялся свет. Поэтому ее вещи такие легкие и воздушные, парящие, медитативные.
В 2017 году она показала настольные лампы Voie Lights из неоновых трубок, пропущенных через мрамор и красиво подсвечивающих его рисунок (прототип модели появился еще в 2015, но тогда Марселис использовала неон и смолу). Также она привезла в Милан подвесной свет Filter из инновационных композитных смол High-Macs®, технического материала, разработанного компанией Baars & Bloemhoff.
Сабин снова скрестила его с неоном и терраццо. Еще одну композицию из неоновых трубок, похожую на водопад, она сделала для витрины миланского бутика Aesop. Словом, 2017 год вывел ее из круга локальных дизайнеров на большую мировую арену.
Интерьерных проектов в ее практике пока не так много. Она оформила Датский павильон на Каннском кинофестивале, выстроив композицию в духе движения «Де Стейл» и картин Пита Мондриана (Piet Mondriaan). Использовала цветное стекло. Барселонский бутик Massimo Dutti заказал дизайнеру медитативную инсталляцию. Она также оформила интерьеры миланского бутика Salle Privee.
Рем Колхас (Rem Koolhaas) и его архитектурная студия ОМА часто приглашают Марселис участвовать в их проектах. Так, для флагманского бутика ювелирной марки Repossi в Париже, спроектированного ОМА, Сабин создала отделочные панели-хамелеоны, используя любимые зеркала и алюминий.
Среди самых ярких проектов Сабин Марселис последнего времени — коллаборация с Модным Домом Fendi, для которого голландских дизайнер разработала серию фонтанов, впервые показанную на выставке Design Miami в декабре прошлого года. Медитативные инсталляции воспевают воду как главный символ нашей жизни. Всего для этого проекта было создано десять объектов из травертина и литой смолы, каждый из которых отражает знаковые символы Fendi — в том числе знаменитый логотип FF, придуманный Карлом Лагерфельдом (Karl Lagerfeld) в 1965 году, и элементы архитектуры римского Дворца итальянской цивилизации, в котором находится головной офис бренда.
На Миланской неделе дизайна этого года Сабин также громко заявила о себе участием как минимум в двух крупных проектах. Первый под названием The Green Life можно увидеть в универмаге Rinascente по соседству с миланским Дуомо. Сабин украсила витрины центрального миланского магазина инсталляциями из живых растений и двигающихся под медитативную музыку панелей из плаксигласа, а рядом на Piazza Duomo расставила кадки со столетними оливами и поставила лавочки для отдыха.
Второй, не менее запоминающийся проект, Сабин создала для экспозиции итальянской марки Alcantara в Palazzo Realе. Инсталляция называется Dimensions of Medea и представляет собой новое прочтение классических сюжетов с гобеленов, украшающих стены дворца.
Дизайнер декодировала двухмерные рисунки гобеленов, напечатав их фрагменты в виде стереоизображений на больших кубах, обитых материалом Alcantara. На входе в зал посетители получают стереоочки: в них рисунки на кубах становятся объемными и обретают динамику, вступая в необычный диалог со старинными гобеленами.
www.sabinemarcelis.com