Тренд на присутствие традиционных исторических элементов в интерьере в последние годы становится характерным и для России. Заказчики все чаще выбирают недвижимость в центре Москвы — в домах с классическими фасадами, парадными подъездами, видами на атмосферные кривые улочки — и просят сохранить или воссоздать атмосферу «старомосковской» квартиры. Айя Лисова, создательница студии Aiya Design, рассказала о своем опыте работы с такими интерьерами и своем отношении к сохранению истории.
Я отношусь, наверное, к новому и редкому в России типу дизайнеров, которым большее удовольствие доставляет сохранять и созидать, чем ломать и строить с нуля. Я закончила исторический факультет, отделение истории искусств, много путешествую, и мне очень нравятся здания, наполненные историей, следами той или иной эпохи, а также натуральные и живые материалы — дерево, мрамор, металл, которые благородно стареют и со временем становятся только лучше и интереснее.
Классно, когда у пространства есть свои особенности, характер, и тебе нужно «подружиться» с ним и адаптировать под себя, а не полностью перестроить. Где-то приходится пойти на встречу и изменить свои привычки ради удовольствия находиться в «интерьере с историей».
Ремонтируя свою квартиру в сталинской высотке, я сама столкнулась со многими сложностями и возникающими дилеммами: сохранить окна или заменить на новые? Выровнять стену или оставить кривой? Нарастить экраны для батарей, чтобы не было щелей, или оставить в оригинальных пропорциях, потому что они хороши сами по себе?
В студии мы всегда делаем акцент на том, что занимаемся не только интерьерами в новых жилых комплексах, но и в «исторических домах» в центре Москвы. По возможности мы стараемся сохранить и отреставрировать исторический декор, кирпичную кладку, деревянные балки, изначальную раскладку окон. После того как «пережили» свой первый такой проект в Пушкаревом переулке, мы поняли, сколько нюансов скрыто в работе над похожими объектами.
Сохранение традиционных ценностей как новый тренд
Плюсы жизни в обновленном центре города становятся все очевиднее — возможность получить все и сразу: добраться до работы за 30 минут, поужинать в любимом ресторане, сходить на тренировку в парке… Да и просто в центре стало красиво. Все больше клиентов обращаются к нам с просьбой сохранить или воссоздать в квартире «старомосковскую атмосферу».
Лично мне очень импонируют европейские интерьеры, где в исторических пространствах появляется современная мебель и светильники, яркие дизайнерские решения, где человек не ломает пространство под себя, а дополняет его, использует как уже подготовленный холст. Часто такие интерьеры складываются постепенно, наполняясь предметами из поездок и случайными находками, отражающими характер и увлечения заказчика.
Сложности для дизайнера
Работая с квартирой в историческом здании, мы всегда отталкиваемся от дома, узнаем факты его истории, детально изучаем экстерьер, чтобы наполнить интерьер смыслом. При этом мы никогда не стремимся искусственно воссоздать исторический стиль, — элементы декора с историей мы совмещаем с современной мебелью, дизайнерскими предметами, отражающие актуальные тренды.
Главная сложность, связанная с домами с историей, заключается в том, что при первом приближении очень трудно оценить и грамотно проанализировать объект. У заказчиков сразу появляются ожидания, которые скорее всего будет невозможно реализовать. Но не все готовы при этом потерять привычный комфорт. Как минимум это касается системы вентиляции и кондиционирования, просторных ванных комнат и гардеробных. Многие приобретают квартиры с сохранившимся паркетом и лепным декором, но не понимают, что идеально выровнять стены в такой ситуации не удастся, а значит плинтус, отдельно стоящая или встроенная мебель могут не полностью примыкать к стене.
Самое частое пожелание — сохранить историческую лепнину и кирпич. Однако уже в ходе демонтажных работ иногда обнаруживается, что кирпич находится в плачевном состоянии, например, если во время предыдущего ремонта в нем грубо проложили систему отопления. Поэтому прежде чем приступать к проектированию интерьера, нужно полностью «расчистить» объект и понять, в каком состоянии находятся стены, несущие конструкции, система коммуникаций, провести замеры в подготовленном помещении. И, поверьте, вас ждет немало сюрпризов. Так, например, в проекте на Сеченовском переулке мы обнаружили окно в стене, граничащей с другим домом, в Пушкаревом переулке мы чуть не провалились к соседям, а на Маросейке открыли чудесный арочный потолок.
Даже если не удастся сохранить оригинальную отделку целиком, можно постараться оставить ее фрагменты. Например, кирпич в нишах с полками или за стеклом. Или аккуратно демонтировать и реставрировать лепные розетки на потолке.
Мы очень рады, когда в старых домах предусмотрены печи и сохранился рабочий дымоход. В проекте квартиры в доме 1914 года на Остоженке мы спроектировали печь с облицовкой из керамических изразцов, которая будет создавать атмосферу старой Москвы.
После демонтажа можно планировать сроки проектирования и реализации. Здесь также могут возникнуть некоторые трудности и увеличение работ на несколько лет, и нужно быть к этому готовым. Наибольшую сложность в исторических домах вызывает перепланировка, над которой стоит очень хорошо подумать и поискать уникальные решения, и согласование новых решений. Дизайнер должен понимать заказчика на 100%, чтобы создать не только красивое, но и комфортное для жизни пространство.
В основе интерьеров в старом жилом фонде мы предпочитаем единое цветовое пространство, нейтральный оттенок стен и минимум акцентов. Помимо классических элементов в отделке мы создаем «старомосковское настроение» с помощью предметов декора, таких как, например, декоративные камины для проектов на Маросейке и в Сеченовском переулке.
Студия Aiya Design, www.aiyadesign.ru, @aiyadesign