Лилла Табассо (Lilla Tabasso) говорит, что в мире нет ничего прекраснее цветов. Подростком она увлеклась ботаникой и впоследствии закончила биологический факультет Миланского Университета. В качестве хобби делала украшения из стеклянных бусин, какие во множестве продают в Венеции.
В итоге работа со стеклом настолько ее захватила, что она ушла в нее с головой и с 2000-х годов начала обучаться непосредственно стеклодувному мастерству.
Последние 20 лет она создает уникальные художественные работы из стекла — гиперреалистичные цветы, которые не только красивы, но и несут в себе глубокий философский смысл. Вот они свежие, сочные и красивые — а вот уже увядшие и опавшие: прослеживая полный жизненный цикл растений, Лилла исследует природу эфемерности и скоротечности и воспевает в духе эстетики фильмов Питера Гринуэя притягательную красоту увядания.
Лилла освоила разные техники, в том числе средневековым методом работы со стеклом, когда выдувают и формуют детали будущего произведения по живому. Она не пользуется печью, только открытым огнем — в наши дни от газовой горелки. Это кропотливый, всепоглощающий и многочасовой труд.
И Лилла владеет этой техникой в совершенстве. С ее помощью она создает веристичные цветочные букеты. Сказывается опыт биолога — художница досконально знает каждое растение. Табассо говорит, что время, потраченное на науку, не пропало зря. Ее цветы кажутся до такой степени настоящими, что на выставках зрители пытаются вдохнуть их аромат.
Лилла Табассо работает в одном жанре: в основном это изящные букеты в прозрачных вазах из боросиликатного стекла. Наряду с пионами и магнолиями ее интересуют самые простые полевые цветы: маки, незабудки, васильки, чертополох. А одна из последних работ 2019 года и вовсе изображает цветущий чеснок. Если приглядеться, на лепестках можно разглядеть капли росы, а на стеблях копошатся разноцветные насекомые — жуки, стрекозы, муравьи — также филигранно созданные из стекла. Кажется, что в цветах кипит жизнь, и они действительно живые.
Лилла изображает как пору цветения, так и увядания. Так в ее портфолио есть букет Spring («Весна»), изображающий первоцветы, и зеркальная работа Autumn («Осень»), — с пожухшими цветами, теряющими лепестки. Работы, посвященные эфемерности жизни, она объединила в серию Vanitas. Этот латинский термин отсылает к фламандским натюрмортам XVII, «реинкарнацией» которых можно назвать цветы Табассо. Нидерландские художники изображали пышные букеты в роскошных вазах, но рядом лежали тронутые тлением фрукты или черепа. Произведение символизировало жизненный цикл и неминуемость смерти. Гипперреалистичное увядание, изображенное в стекле Табассо, — того же порядка.
Она нашла свой стиль, впервые увидев работы стеклодувов династии Блашка, во второй половине ХIХ века создававших учебные модели растений и жителей моря по заказу различных университетов. Их работ много в американских учебных музеях. Так художница вспоминает, что много часов, как завороженная, просидела перед вещами немцев в Ботаническом музее Гарварда (больше четырех тысяч единиц хранения за подписью Блашка).
Лилла Табассо уже несколько лет активно выставляется. Она принимает участие в Venice Glass Week (Венецианской неделе стекла, на которой показывают свои работы мастера-стеклодувы). В прошлом году в рамках этого события в отеле Bauer прошла первая персональная выставка художницы, инициированная галеристкой Катериной Тоньон (Caterina Tognon Gallery), ее бессменным агентом.
Лилла также принимала участие в смотре работ выдающихся ремесленников Homo Faber, организованной фондом поддержки ремесленной маэстрии Michelangelo Foundation. В активе художницы — участие в Design Miami/Basel, куда она привозила свою серию Muretto, изображающую цветы, пробивающиеся через куски бетона. «Моя цель — показать жизненную силу!» — так итальянка характеризует свое авторское кредо. В планах Лиллы перейти к созданию стеклянных деревьев в натуральную величину.