Американский художник-концептуалист болгарского происхождения Христо Явашев (1935 — 2020) вместе со своей супругой и партнером по творчеству Жанной-Клод Гийебон работал над масштабными проектами по всему миру. Наибольшую известность дуэту принесли инсталляции, в которых они «упаковывали» в оберточную ткань известные здания и другие масштабные объекты, будто стирая их из привычного ландшафта.
Несмотря на многочисленные интерпретации произведений со стороны критиков и искусствоведов, сами художники всегда настаивали, что их работы говорят лишь о переживании искусства в моменте, в контексте его окружения.
Христо ушел из жизни 31 мая 2020 года, ему было 84 года.
Христо и Жанна-Клод родились в один день в 1935 году, он — в Грабово в Болгарии, она — в Касабланке в Марокко. В 21 Христо эмигрировал в Париж, где и встретил Жанну-Клод в 1958 году, когда ее мать заказала у него свой портрет. Их романтический и творческий союз начался в 1961 году и закончился лишь со смертью Жанны-Клод в 2009. Творчество дуэта выходит за рамки привычных определений, балансируя где-то между скульптурой, архитектурой и ленд-артом.
Последним проектом, над которым работал Христо Явашев, стала завернутая в полипропиленовую пленку Триумфальная арка в Париже. На самом деле идея этой монументальной инсталляции родилась у пары еще в 1960-е годы, но тогда так и не была реализована. В 2018 году художник решил все таки закончить этот преокт, но пандемия, а затем и смерть Христо вновь не позволили это сделать. В итоге арку упаковали лишь осенью 2021 года (вот, как это происходило).
«Железный занавес», 1961–1962
Одной из первых совместных работ пары стала инсталляция из 89 нефтяных бочек, которыми они забаррикадировали одну из самых узких улиц в Париже, в качестве протеста против только что возведенной Берлинской стены.
Эта работа под названием «Железный занавес» на некоторое время превратила улицу в тупик. В течение восьми часов нелегальная конструкция полностью блокировала движение по улице — художникам было отказано в разрешении на возведение конструкции, но они все равно сделали это и убрали ее, только когда этого потребовала полиция.
Обернутый берег в Сиднее, 1969
На десять недель в октябре 1969 г. четыре километра береговой линии Австралии были обернуты в 92 900 квадратных метров ткани для борьбы с эрозией, привязанной к скалам полипропиленовой веревкой.
Команда из 15 профессиональных альпинистов и 110 рабочих во главе с майором Инженерных войск в отставке вместе работали на протяжении четырех недель, чтобы воплотить идею в жизнь. На этот раз пара получила разрешение на осуществление проекта, хотя команде не раз мешал шторм, разрывавший ткань в процессе работы.
Занавес в Колорадо, 1972
В течение 28 месяцев Кристо и Жанна-Клод работали с дизайнерами, строителями и студентами над созданием занавеса из яркой оранжевой ткани, которая была натянута между двумя горами в Колорадо.
Занавес длиной 381 метр и был подвешен на высоте 111 метров, и чтобы удержать его, потребовалось 417 метров кабеля весом 61 тонну, закрепленного на 864 тоннах бетонных оснований. Последние элементы были закреплены в 11 часов утра 10 августа 1972 года, и цветной экран из ткани оставался на месте в течение 28 часов, пока сильный ветер не заставил снять его.
Окруженные острова в Майями, 1983
Для этой работы художники использовали 603 870 квадратных метров розовой ткани, которой они «обернули» ряд островов в заливе Бискейн.
Плоты из ткани оставались на месте в на протяжении двух недель, процесс контролировали 120 человек. Создание инсталляции имело положительный эффект для экологии — за это время команда проекта собрала около 40 тонн мусора, который плавал вокруг или оказался на островах.
«Ворота» в Центральном парке, Нью-Йорк, 2005
В 2005 году творческий дуэт установил 7550 стальных панелей с развевающейся тканью шафранового цвета вдоль пешеходных дорожек через Центральный парк Нью-Йорка. Над инсталляцией трудилась команда из 600 рабочих в специальной форме, еще 300 человек были наняты для контроля и демонтажа.
«Ворота» повторяли рисунок города, который сам напоминает собранную из модулей сетку, а цветные рефлексы от движимой ветром ткани создавали красивый эффект на деревьях и посетителях, гуляющих вокруг.
Плавучий пирс на озере Изео, Италия, 2016
Эта инсталляция стала первой работой Христо после смерти Жанны-Клод, но сам проект они придумали вместе еще в 1970 году. В течение 16 дней летом 2016 года ковер из желтой ткани на основе из пластмассовых кубов протянулся на три километра через озеро Изео в Италии. Посетители могли прогуляться от берега до нескольких островов или подняться на склоны гор, чтобы увидеть удивительную инсталляцию сверху.
Мастаба на озере Серпентайн в Лондоне, 2018
Христо и Жанну-Клод всегда привлекала трапециевидная форма мастабы, сооружения, которое служило гробницей правителей Древнего Египта в период Раннего и Древнего царств. Художники хотели построить мастабу на озере Мичиган еще в 1967 году, но тогда план не был осуществлен, и первая такая композиция появилась на озере Серпентайн в Лондоне только в 2018.
Христо создал плавучую конструкцию из 7506 специально изготовленных элементов, прикрепленных к единой платформе. Окрашенная в яркие оттенки красного, синего и розового, лондонская мастаба напоминает о картинах импрессионистов, благодаря ярким бликам, отражающимся на поверхности озера.
Мастаба в Абу-Даби, проект не завершен
В возрасте 83 лет Христо решил реализовать один из самых амбициозных проектов, придуманных вместе с Жанной-Клод: создание 150-метровой мастабы в пустыне в Абу-Даби.
Пара начала искать потенциальные место для инсталляции еще в 1977 году, и, если бы проект был реализован, эта конструкция стала бы самой большой скульптурой в мире. Для ее создания нужны 410 000 цветных элементов, которые Христо планировал раскрасить в восемь разных цветов, чтобы создать узор, напоминающий мозаики в исламской архитектуре.
Эта работа должна стать единственной постоянной инсталляцией Христо и Жанны-Клод.