ЗЛАТА КОРНИЛОВА
Образование
У меня нет специального художественного образования. Моя мама — профессиональный художник, и я с детства помню эту магию: открываешь дверь, заходишь в ее мастерскую и видишь множество баночек, кистей с засохшей краской… У нас в доме всегда была творческая обстановка. Это так и потянулось ниточкой сквозь мою жизнь.
Почему дерево?
Дерево — очень живой материал. Оно всегда наполнено энергией земли, лучами солнца. По дереву можно рассказывать историю, его можно слушать, читать… Кроме того, дерево — очень благодарный материал, с которым ты можешь делать практически все что угодно.
Орнаменты
Я собираю образы, что-то цитирую, не привязываю себя к чему-то определенному, допускаю возможность использования всего. Многочисленные путешествия, впечатления от архитектуры — все это складывается в голове, наслаивается и в какой-то момент переходит в линию, форму…
О российских мастерах
У нас есть какая-то своя идентичность. Европейские и американские мастера часто гонятся за модой: одна форма у кого-то появилась, и эта форма в разных интерпретациях начинает жить у других дизайнеров. Русские мастера находят вдохновение в своей культуре.
Перспективы
Авторские предметы ручной работы никогда не будут массовым явлением. Перспективы хорошие, но они узкие. Я очень рада тому, что эта сфера начинает оживать, к российскому дизайну растет интерес. Сколько за последние два-три года появилось галерей, которые представляют исключительно наших дизайнеров!
ДМИТРИЙ ЧЕКУЧИНОВ
Образование
Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова, художественная обработка дерева, ведущий преподаватель В.А. Ермилов. Московская художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, дизайн мебели, ведущие преподаватели О.К. Рыжиков и Ю.В. Случевский.
Начало пути
Первые творческие реализованные проекты — авторские комоды в русском духе по мотивам Абрамцевской столярной мастерской и работ Е.Д. Поленовой. Спроектировать и изготовить новый предмет мебели — достаточно интересная задача на всех этапах, особенно увлекателен процесс работы над эскизами и образцами резьбы. Несколько лет назад появилась своя мастерская, были созданы первые игрушки и декоративная скульптура. Это сильно изменило мою жизнь, появился собственный узнаваемый стиль и большое желание двигаться в этом направлении дальше.
Первые творческие реализованные проекты — авторские комоды в русском духе по мотивам Абрамцевской столярной мастерской и работ Е.Д. Поленовой. Спроектировать и изготовить новый предмет мебели — достаточно интересная задача на всех этапах, особенно увлекателен процесс работы над эскизами и образцами резьбы. Несколько лет назад появилась своя мастерская, были созданы первые игрушки и декоративная скульптура. Это сильно изменило мою жизнь, появился собственный узнаваемый стиль и большое желание двигаться в этом направлении дальше.
Техника и стиль
Я создаю свои предметы из массива дерева, применяя технологии, проверенные поколениями наших предков. Использую резьбу: от трехгранно-выемчатой геометрической и плоско-рельефной с растительным орнаментом до объемной в скульптуре, токарку, долбление, роспись, отделку маслом. Ориентируюсь на русский стиль и народное искусство во всем его многообразии. Главное для меня — добиться выразительной линии контура в сочетании с лаконично окрашенной поверхностью и несколькими видами фактур, тактильности и теплоты изделия. В последнее время волнует тема первобытного искусства, что уже находит отражение в работах и считывается зрителем на уровне подсознания, генетической памяти.
О российских мастерах
У нас очень идейные и душевные мастера, часто занимаются своим делом вопреки всему, для них важна культурная составляющая, они — настоящие популяризаторы ремесла, отдающие все ради его развития.
НИКОЛАЙ ЛАВДАНСКИЙ
ОБРАЗОВАНИЕ
МГФПУ им. С.Г. Строганова, специальность — монументальная скульптура.
Почему дерево?
Я вообще лесной житель и мечтал об этом с самого детства, хотя и родился на Садовом кольце. Дерево для меня — мистический материал. В основном я работаю с дубом, а это на самом деле один из главных мистических символов нашей славянской культуры.
Отличия русских мастеров от зарубежных
Везде есть достойные, классные ребята и девчонки, которые работают с деревом. Но если мы говорим о Европе — леса там давно вырубили. С материалом сложно. А так, я не знаю, чем отличаюсь от хороших зарубежных мастеров. Только тем, что мой родной язык — русский и я живу в России.
Перспективы
Перспективы авторской мебели ручной работы огромные, особенно у авторов, которые, как и я, работают, например, с сухостоем, которые умеют обработать, стабилизировать материал. Потому что сейчас, слава богу, люди начали задумываться о том, что они уничтожают место, где живут. Мне очень импонируют мастера, которые делают что-то из переработанных материалов, а не рубят свежие деревья, которые росли веками. Дерево — теплое, живое, оно имеет свою необыкновенную энергетику. Это не какая-то вещь из пластика или полиэтиленовых пакетов… Авторская мебель — это арт-объект. Утилитарное значение просто позволяет ей мимикрировать под среду, в которую она попадает. Кроме того, человек конечен, а вещь остается. Цена предмета только растет — это же прекрасно для коллекционеров. Так что, я думаю, популярность авторской мебели будет увеличиваться.
ВАЛЕНТИНА АНДРЕЕВА
Образование
У меня два образования: машиностроительное и финансовое. Второе было получено уже в более осознанном возрасте, когда пришло понимание, что бизнес требует знания финансовых механизмов.
Начало пути
Декоративная металлообработка и само сырье в России отстают от дизайна, а вот с деревом все попроще. Сначала пошла интеграция дерева в изделия из металла, а потом дерево победило. Кроме того, дерево — более живой материал, поэтому быстро зяняло место в моей душе, вытеснив металл. Мне нравились сложные фактуры, особенно имитация стихийных явлений, но я не решалась показывать свои изделия. Затем интересные фактуры заметили в журнале ELLE DECORATION, позвонили, приехали, поддержали меня в начале пути.
О производстве
В Европе постоянно совершенствуют навыки и технологии, что позволяет во время кризисов изготавливать изделия высокого уровня для небеднеющей прослойки населения. Русские производители привыкли в благополучные времена стабильно выполнять заказы, делая то, что уже умеют. Я постоянно занимаюсь разработками, и во время кризиса мы оказываемся конкурентоспособнее из-за более широкого спектра возможностей.
Дизайнеры
Мы работаем и планируем работать с привлеченными дизайнерами, например, с Тарасом Желтышевым и Иваном Басовым. C Элиной Туктамишевой мы делаем предметы в современном русском стиле.
Перспективы
Пока слабо развит институт рынка коллекционных предметов, где продается не только само изделие, но и его идея. Для этого нужны галереи, печатные каталоги, искусствоведы… Это сложная работа, и нам еще предстоит ее проделать.
АНДРЕЙ ИЗМАЙЛОВ
О наставнике
Главным моим учителем был Александр Коротков — выдающийся профессионал, резчик, скульптор по дереву. Он очень многое мне дал.
Почему дерево?
Я занимаюсь деревом с 10-летнего возраста — больше 50 лет. Еще мальчиком мама привела меня на фабрику мебели. Я туда зашел, почувствовал запах клея, дерева… и влюбился! Я глубоко чувствую этот материал, его энергетику.
Техники и орнаменты
Мы широко используем обжиг дерева. Работаем пескоструем, под большим давлением воздухом с песком раскрываем поры дерева — получаются невероятные вещи. Мы не занимаемся традиционной резьбой по дереву. Орнаменты мы сжигаем, чтобы получился интересный скрытый рисунок: где-то он проглядывает, а где-то теряется. Традиционные вещи можно сделать по-новому.
Как вписать дерево в современный интерьер?
Я не модный человек. Но знаю, что, если брать формы из природы, изделие всегда будет современным. Ветер, вода, камни — это актуально для всех независимо от времени.
Дизайнеры
В сотрудничестве с декораторами и дизайнерами мы создаем уникальные предметы для интерьеров. В одном из проектов, опубликованных на myDecor, были стол и комод, сделанные нами вместе с Аллой Шумейко.
Перспективы
Пока человек существует, он всегда будет стремиться к творчеству, перспективы были, есть и будут. Когда я занимался парковой скульптурой, все мои пальцы были переломаны от работы топором. А теперь все, что раньше делалось за два месяца, делается за один день. Благодаря усовершенствованию техники сегодня открываются новые возможности.
ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ
Образование
Я окончил Детскую школу искусств. Потом учился в строительном колледже. Затем, уже в более зрелом возрасте, появилось желание получить образование в сфере дизайна. И я учился в Британской высшей школе дизайна на курсе «Промдизайн».
Техники и орнаменты
Я работаю со старым материалом, но на современном оборудовании. Орнаменты зависят от настроения. Я исследую тему, но в чистом виде ничего никогда не повторяю. Могу намеренно уйти куда-то не туда, и получится живая линия, и она будет своя.
Как вписать дерево в современный интерьер?
Я думаю, что нужно знать корни. Интерпретировать вещи по-своему, опираясь на базу. Очень важна насмотренность, кругозор: ты должен быть в теме. Ты должен чувствовать, а чувство вкуса либо есть, либо его нет.
Особенности российских мастеров
Мы пытаемся повторить то, что уже увидели, переработать, но все равно получается цитирование. Своего пока не выкристаллизовалось. Мы пытаемся искать свой стиль, свою «русскость», а зачем нам это делать, если нужно работать, работать и еще раз работать… И свой стиль появится сам собой.
Перспективы
У авторской мебели ручной работы прекрасные перспективы. Индивидуальная работа всегда ценилась, вопрос только в качестве, в стиле, во вкусе и подаче. Популярность авторской мебели ручной работы будет только расти. У людей уже есть небольшое отвращение к мейнстриму, к массмаркету, они хотят чего-то чистого, натурального, настоящего, теплого и неповторимого. Ограниченные коллекции, небольшие серии будут все так же актуальны и ценны.
АЛЕКСЕЙ БЕРЕЗНЯК
Образование
МГАПИ (Московская государственная академия приборостроения и информатики), специальность — художественная обработка материалов.
О признании
Я не совсем осознаю, как признание влияет на творческую деятельность. Художник, думаю, будет признан в любом случае. Вопрос кем. Я просто делаю то, что чувствую и на что способен в данный момент, и не вижу смысла беспокоиться о признании. Если думать об этом, можно потерять себя и делать то, что признано.
Почему черный цвет?
Сначала черный был выбран неосознанно, я нуждался в выражении глубины, могущества и некой медитативности. Сейчас я использую черный по двум причинам: во-первых, цвет можно получить при помощи огня, не используя краски и пигменты, а во-вторых, именно черный дает наибольшие возможности для демонстрации выразительности формы. Наконец, черное изделие на черном фоне — крайняя точка погружения в себя.
Техники
Я работаю в технике высекания. Есть вещи, которые я предпочитаю делать только стамесками и рашпилями, это более приятная работа. К тому же я не люблю обрастать большим количеством электроинструментов и всяких приспособлений. Также я использую обжиг для получения черного цвета.
Перспективы
Перспективы авторской мебели хорошие, вопрос только в художественном качестве. Главным фактором, на мой взгляд, будет то, как мы выдержим бой со скоростью воспроизведения и количеством информации. Если художники будут делать акцент на качество (эстетическое и технологическое), а не на количество, то это будет очень положительный момент нашей современности. Я бы хотел видеть в нашем будущем появление сильных и острых умом художников, которые способны будут встать в один ряд с гениями прошлого. Остальное — путь в никуда.