Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только
Фото

aostrovskaya.ru

О СЕБЕ

Я с детства люблю все, что связано с текстилем. Вязание, вышивку, макраме и прочие техники освоила в дошкольном и младшем школьном возрасте. Потом, уже вполне осознано, поступила на ковроткачество в МХПУ им. Калинина. Так как с традиционным медиумом у меня давняя любовь и полное взаимопонимание, сейчас мне интереснее экспериментировать с нестандартными материалами, искать новый пластический язык текстиля, изобретать технологии. Интересуюсь научными открытиями, психологией ­и эзотерикой. В частности: идеями квантовой физики, теорией многомерности мира.

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Проект «Точка сборки» для IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва. Первое место в номинации арт-объект в пейзажном парке.

Фото

Вадим Гортинский

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Проект «О времени», 2020. Полипропилен, сварная сетка, 3D рисование, мулине, вышивка.

Фото

aostrovskaya.ru

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Светильники с заонежской вышивкой из «Коллекции припоминаний». Вилатаж, базальтовая сетка, вышивка.

Фото

aostrovskaya.ru

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Корзины свободного назначения «Чудо-юдо» из серии «Чудеса», коллекция «Решето», Archpole, 2022. Стальная сетка, полиуретановой шнур, люневильская вышивка.

Фото

Ирина Константинова

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

«Подглядывающая ширма» из серии «Чудеса», коллекция «Решето», Archpole, 2022. Хлопчатобумажный и полиэфирный шнуры, люневильская вышивка.

Фото

Ирина Константинова

О ТЕКСТИЛЕ

Текстиль для меня — это, прежде всего, образ мышления, структура, поиск сути. По версии древних людей мир был соткан великим Ткачом. Нить Ткача соединила в узор мироздания все сущее. Современные физики изучают эту же идею, называя ее теорией струн. Современные психологи говорят о коллективном бессознательном, эзотерики — о причинно-следственных связях космического масштаба. Для меня это все едино. И это источник моего вдохновения.

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Текстильное панно «Линия времени» в интерьере квартиры Александры Островской. Спонтанное ткачество, июнь — октябрь 2023. Победитель премии Design Now. «Требование времени, в котором мы живем — найти занятие, на которое откликается сердце. Для меня такое дело — спонтанное ткачество. То, что я по-настоящему хочу и с удовольствием делаю в свободное время, то, что дает мне собранность и присутствие в моменте», — говорит художник.

Фото

Ирина Константинова

О ВИЛАТАЖЕ

Вилатаж — это моя авторская техника вязания, вышивания и плетения из вилатерма. Все началось с выставки «Елка», проходившей в галерее «Нагорная» в 2018 году. Тогда я только мечтала вернуться к работе в текстильном медиуме. Мне предложили принять участие в выставке за полтора года до ее начала, и я, конечно же, согласилась с легким сердцем.

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Уличный светильник «Связи». «Вязание вкруговую, еще один вид динамической медитации. Мне это все напоминает долгий зимний вечер за рукоделием или весенний хоровод. Что-то архетипическое, теплое и надежное, связь с родом. Мир состоит из связей: нейронных, семейных, родовых, общественных, межконфессиональных, межзвездных и тысячи других. Все они в итоге сплетаются в одно», — говорит Александра.

Фото

Ксения Дубинина

Прошло время, сроки стали реальными и даже слегка поджимающими. Я задумалась о том, что хочу сказать. Об уютом теплом празднике, о кружевных вещах, которые это тепло берегут и передают, и о том, как можно быстро масштабировать их до размеров елки. Вот тогда я и приступила к поиску материала, способного удовлетворить все мои запросы разом. Им оказался вилатерм.

Вилатерм — это вспененный полиэтилен. Он очень легкий, устойчивый к любым погодным условиям, экологически чистый строительный материал. Он имеет большой диапазон толщины — от 6 до 300 мм, в воде не тонет, в огне не горит, но плавится.

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Подвесной светильник из «Коллекции припоминаний». Вилатаж.

Фото

Ксения Дубинина

«Текстиль для меня — это образ мышления, структура, поиск сути»

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Светильник в авторской технике вилатаж. «Галерея Текстура».

Фото

aostrovskaya.ru

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Подвесной светильник в авторской технике вилатаж. «Галерея Текстура».

Фото

aostrovskaya.ru

Первое, что я связала, была пятиметровая ель — магическое дерево. Зрителю предлагалось проникнуть в нее, чтобы побыть в своей тишине, сконцентрироваться и загадать исполнение чего-то заветного. После выставки хранить такой большой объект мне было негде, и я трансформировала его в полог над кроватью в своей спальне. Открылось еще одно важное качество вилатажа — он легко адаптируется, надвязывается, подстраивается под задачи, хорошо работает с архитектурой.

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Проект «Елка». Вилатаж.

Фото

aostrovskaya.ru

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Светильник в авторской технике вилатаж.

Фото

aostrovskaya.ru

«Я люблю эксперименты с нестандартными материалами, ищу новый пластический язык текстиля, изобретаю технологии»

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Полог над кроватью, фрагмент.

Фото

aostrovskaya.ru

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Полог над кроватью в квартире Александры Островской.

Потом моя дочка попросила связать ей домик-иглу. Домик прослужил совсем не долго, зато очень удачно и быстро стал люстрой во дворике ресторана «Галки». Следующее открытие — материал отлично чувствует себя на улице при любых погодных условиях, легко моется, хотя он не очень-то и пачкается. Люстра висит на улице, в центре города, в очень непростом месте уже четвертый год и отлично выглядит.

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Люстры Александры Островской в ресторане «Галки».

Фото

aostrovskaya.ru

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Люстры Александры Островской в ресторане «Галки», фрагмент.

Фото

aostrovskaya.ru

Для ресторанов «Галки» и «Узоры» я сделала тогда же новогоднее оформление. Оказалось, что на просвет материал еще интересней: дает мягкий рассеянный свет и становится центром притяжения, фотозоной.

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Новогоднее оформление ресторана «Узоры».

Фото

aostrovskaya.ru

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только
Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Новогоднее оформление ресторана «Узоры».

Фото

Ирина Константинова

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Светильник из «Коллекции припоминаний» в процессе создания.

Фото

Ирина Константинова

Люстры вязались и большие, и маленькие. Так образовались две серии: «Связи» и «Коллекция припоминаний». Одна из них вошла в лонг-лист премии Design Now. Она украшает темную комнату в ресторане «Галки». Я вязала ее как центральный объект для выставки «Наблюдение за наблюдением».

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Уличный светильник «Связи».

Фото

aostrovskaya.ru

А кружева из ресторана «Узоры» в итоге превратились в арт-объект для Уральской текстильной биеннале, где они парили в трехэтажном атриуме и стали воспоминанием о моей бабушке.

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только
Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Проект «Меня зовут, как ее» для Уральской текстильной биеннале, Екатеринбург.

Фото

aostrovskaya.ru

О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ И ТЕКУЩИХ ПРОЕКТАХ

В планах создание плавающего сайт-специфик объекта для V-ой текстильной триеннале в Царицыно. А прямо сейчас А прямо сейчас в Москве текстильный бум и проходит сразу несколько выставок с моим участием.

I Граунд Биеннале «Текстиль в современном искусстве» в галерее «Граунд Солянка»

До 9 мая 2024 года

Здесь можно увидеть мой самый крупный сайт-специфик — «Портал» для 1-ой ГРАУНД биеннале современного искусства в галерее «Граунд Солянка». Портал соединяет ядро Земли/Гайи с Космосом и используется для самонастройки на другую мерность, куда уже почти перелетела планета.

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Сайт-специфик объект «Портал» в галерее «Граунд Солянка». Вилатаж. Его длина — 11 метров.

Фото

Ирина Константинова

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Сайт-специфик объект «Портал» в галерее «Граунд Солянка». Вилатаж.

Фото

Ирина Константинова

Выставка «Соткано», Фонд культуры «Екатерина»

До 12 мая 2024 года

Представляет сразу несколько моих работ разных лет, это: «Точка сборки», «Раскрашенный воздух», «Наполненная пустота», «Портрет».

Новые имена: текстильный художник Александра Островская о вилатаже и не только

Проект «Точка сборки», сайт-специфик объект для павильона Миловида. IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Москва.

Фото

Ирина Константинова