«Бытует мнение, что каждый фанат дизайна просто обязан собрать свою коллекцию керамики. Опираетесь ли вы на пристрастия своих предыдущих поколений, решив продолжать пополнять фамильные сервизы и коллекцию статуэток, или хотите добавить к ним флористический французский фаянс, знойную сицилийскую посуду, объекты канонических Meissen, Fornasetti, Wedgwood, американскую красную глину (American redware), объекты керамического искусства XIX века, классический «голландский синий», вечную Японию и Китай или, наконец, французских модернистов — дело сугубо личное.
Именно французский модернисты, на мой взгляд, в своих дивных послевоенных пятидесятых на южном побережье вечно цветущей Франции (город Валлорис) создали один из базисов современной керамики, которым продолжают вдохновляться в современном арт-мире. Безусловно, каждый из художников по-своему устремлял свой взор на глиняные массы, но именно Пикассо и его (на тот момент) жена Франсуаза Жило нащупали в глине и холст, и форму одновременно.
Роже Капрон (Roger Capron) до сих пор будоражит умы жаждущих интегрировать керамику в свои столешницы и табуреты, а лаконичная керамика Жоржа Жува (Georges Jouve), покрытая густым слоем монохромной эмали, продолжает быть объектом вожделения взыскательных коллекционеров во всем мире.
Почему я выбрала именно керамику? Ответ — в свойствах этого материала. Пластичность, податливость, возможность создания формы большим количеством способов и отсутствие большого штата, который обслуживает процесс создания твоего объекта (как минимум пока, на первых порах). В любом случае со временем у тебя вырабатывается свой персональный подход к процессу. И у каждого он, безусловно, свой.
Одно время меня очень вдохновил и поразил подход к керамической массе промышленных дизайнеров, братьев Ронана и Эрвана Буруллеков (Ronan & Erwan Bouroullec). Перед тем как создать коллекцию ваз для швейцарской компании Vitra, братья устроили настоящее знакомство с новым для себя материалом: изучили все его свойства, тактильность, «схватываемость», гибкость, способность принятия задуманной формы… Так на свет появилась коллекция ваз Decoupage, которая сейчас производиться в промышленных масштабах. Этот пример очень ясно показывает, насколько крафт при правильном подходе можно тонко увязать с масштабным производством, сделать его доступным для большого числа людей и внести красоту в массы.
Свою многопрофильность глина с легкостью демонстрирует в твоих руках здесь и сейчас, в промышленном производстве, в коллекционном дизайне, и абсолютно смело заявляет о себе на ниве чистого искусства. Но во всем нужен индивидуальный подход. И как раз с этого момента начинается все самое интересное. Познав материю, многообразие техник, ты уже не можешь не говорить на языке своего персонального процесса.
Также для керамиста очень важны знания и насмотренность. Это и современное искусство, и область прикладного творчества абсолютно любой страны и континента. Русские промыслы, примитивное искусство аборигенов, ремесло Древнего Египта и Древней Греции, тонкости организации сервировок для французских королей и нынешних президентов Франции… и многое многое другое вокруг!
Для меня в керамическом процессе главенствующей всегда была форма (ее ведущая роль). Люблю все заветы Адольфа Лооса (Adolf Loos) про ее первичность абсолютно во всем. В моем процессе все начинается только с формы. Я вижу форму основой, а цвет и эффектарность глазури — прилагательным в этом «предложении». Не отменяю их значимости и важности, но мы уже «договариваемся» с готовой формой, нужны ли они в данной истории или нет.
На втором месте — фактура и цвет глины: нейтральная матовая шершавая белая полуфарфоровая или гладкая фарфоровая, грубая брутальная шамотная, черная с матовым лоснящимся блеском как у французских модернистов.
Орнамент как таковой должен идти в содружестве с так называемым керамическим «холстом», он не менее важная составляющая. Но отталкиваться изначально только от орнамента я ни разу не пробовала. Скажу больше, в самом простом плоском раскатанном пласте фарфора или грубой глины я порой вижу те самые очертания, которые просто хочется оставить в застывшей форме — настолько они хороши сами по себе. И если и есть желание что-то привнести, то на помощь приходит геометрия с ее лаконичными орнаментами и линиями: орнаментальный взвешенный баланс.
Мое вдохновение — модернистская архитектура, французская керамика юга Франции, тонкие шедевры скандинавских керамистов, анималистика Клод (Claude Lalanne) и Франсуа-Ксавье Лаланнов (Francois-Xavier Lalanne), примитивное искусство Африки да и просто любовь к простым, чистым, монохромным, минималистским формам. Но ты никогда не знаешь, что ждет тебя за поворотом блуждания по музейным залам или в твоем собственном воображение. Собственно, с него все всегда и начинается!
«Воображение важнее знания, потому что воображение безгранично». В какой-то момент, на определенном этапе твоего персонального керамического пути эта мысль Альберта Эйнштейна начинает действовать безотказно!