Наото Фукасава: интуитивный дизайн

CD-проигрыватель для MUJI

Модель 1999 года до сих в производстве, но уже скорее как ретро-аксессуар, ведь сами диски уходят в прошлое. Проигрыватель крепится на стене, а когда крутится диск, один в один похож на вентилятор. Шнур питания одновременно служит выключателем. Наото Фукасава (Naoto Fukasawa) многие годы консультирует марку MUJI по вопросам дизайна, и лаконичный, выверенный стиль бренда—во многом его заслуга. А этот проигрыватель он считает своей самой удачной работой.

Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 3)
CD-проигрыватель, MUJI.
Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 0)
Дизайнер Наото Фукасава со своим CD-проигрывателем, созданным для MUJI.

Кресло Papillo для B&B Italia

Название модели переводится как «мотылек, бабочка», и действительно высокая спинка кресла Рapillo для В&В Italiа с ее легким изгибом краев напоминает крылья насекомого, которые как бы смыкаются над сидящим. Конструкция продумана так, чтобы сидеть было максимально удобно. Покатая спинка переходит в мягкое, эргономичное сиденье. Высота и изгиб подлокотников рассчитаны так, чтобы было удобно положить руки. И, наконец, базовая версия снабжена пуфом для ног — чтобы максимально расслабиться.

Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 6)
Кресло Papillo, B&B Italia.

Стул Déjà-vu для Magis

С этой модели, созданной для итальянской марки Magis, начался пусть Наото Фукасавы в дизайне мебели. Прежде он был больше известен как промышленный дизайнер: проектировал гаджеты и технику. Модель выпускается в трех размерах (стул, барный стул и табурет) и полностью сделана из алюминия. Со временем появилась целая серия мебели Déjà-vu: стулья с подлокотниками, обеденный стол, а последнее пополнение 2011 года —серия зеркал.

Стул относится к базовому дизайну на каждый день. Именно с этой модели стиль Фукасавы стали определять как super normal, «супернормальность»: японец противопоставляет себя всему вычурному и показному, его вещи функциональны и незаметны. Но незаменимы. Именно это сочетание Фукасава считает главным залогом хорошего дизайна.

Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 8)
Стулья и стол Déjà-vu, Magis.

Кресло Hiroshima для Maruni

Сейчас Hiroshima — уже серия предметов, включающая помимо кресла 2009 года также диваны и приставные столики (выпускаются маркой Maruni). Все модели сделаны из бука и дуба. Фукасава до мелочей продумал эргономику: в этом кресле можно сидеть часами и не устать, хотя оно полностью деревянное. Дизайнер считает, что любая вещь должна быть прежде всего функциональной и тактильно приятной.

Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 12)
Кресло Hiroshima, Maruni.

Подносы Vertigo для B&B Italia

Еще одна модель, которой не страшно время — коллекция Vertigo для B&B Italia: впервые она была запущена в 2007-м и успешно производится до сих пор. Набор состоит из нескольких подносов, по форме напоминающих речную гальку: они вкладываются друг в друга, образуя медитативную композицию, наподобие кругов на воде. Сделаны из кориана.

Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 15)
Подносы Vertigo, B&B Italia.

Мобильные телефоны Infobar

В 2000-е годы Фукасава много работал с компанией iida, выпускавшей по его дизайну кнопочные мобильные телефоны Infobar. Благодаря своему яркому, запоминающемуся дизайну модель быстро завоевала популярность и стала культовой — настолько, что в 2013 году телефонный магнат HTC запустил в производство смартфон на базе Android в легендарном корпусе Infobar A02. Кстати, самый первый концепт под названием Ishicord так и остался нереализованным, однако, дизайнер до сих пор неравнодушен к той модели и надеется, что однажды придет и ее время. Корпус телефона имел форму гальки: Фукасава говорит, что часто наблюдал, как люди неосознанно вертят телефон в руках, и подумал, что именно обтекаемая форма больше всего располагает к этому действию.

Главный посыл дизайна Фукасавы: чтобы создать правильную вещь, нужно наблюдать за тем, что ведут себя люди. За тем, что они делают на автомате, не задумываясь. Соответственно, дизайн должен отвечать их стремлениям и облегчать жизнь максимально простыми в пользовании вещами. Этот постулат переняли многие it-гиганты, в том числе и компания Apple, например.

Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 19)
Культовые телефоны Infobar, iida.

Ваза Bunch для B&B Italia

Сама ваза Вunсh, созданная Фукасавой для В&В Italia, сама по себе напоминает букет: она сделана из керамических трубок, имитирующих стебли срезанных цветов. «Флористическая» композиция уже сформирована, осталось только поставить цветы. Дизайнера вдохновило искусство икебаны, в основе которого лежит любование каждым отдельным цветком.

Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 18)
Ваза Bunch, B&B Italia.

Набор Elements of Life для Tabao

Набор офисного работника заказан китайским концерном Tabao. Сет включает всё необходимое: от калькулятора и канцелярии до термосов и контейнеров для еды. Все предметы сделаны либо в форме круга, либо в форме квадрата. Цвет—чёрный. Дизайнер считает, что, в соответствии с постулатами восточной философии, эти вещи будут настраивать на правильный эмоциональный «микроклимат».

Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 25)
Офисные аксессуары Elements of Life, Tabao.

Очиститель воздуха для Hitachi

Новый воздухоочиститель, созданные для концерна Hitachi, поступил в продажу в марте этого года. Лаконичный дизайн Фукасавы скрывает суперсовременную начинку, в частности, мощный мотор, способный очищать до 12 м³ площади в минуту. Начинкой служит несколько антибактериальных фильтров, а фасадом—эффектные металлические жалюзи. Сколь стильный, столь и супертехнологичный предмет. Проектируя технику, Фукасава всегда делает ставку на новые разработки, считая, что именно техника должна взять на себя заботу о программировании нашего быта: чтобы мы могли жить свободнее, не задумываясь о мелочах.

Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 28)
Воздухоочиститель, Hitachi.

Чайные пакетики для Takeo Paper Show

Самая милая вещица в портфолио Фукасавы: однажды он заметил, что, когда опускаешь чайный пакетик в кипяток, он начинает как будто плясать и становится очень похож на марионетку. Для выставки Takeo Paper Show дизайнер придумал чайный пакетик в виде этой самой марионетки. Форма раскрывается, когда помещаешь пакетик в чашку. Пластиковое кольцо-держатель служит утяжелителем, чтобы зафиксировать пакетик, обычно так и норовящий соскользнуть с бортика. Дизайнер говорит, что теперь даже в самом привычном действии, которое мы совершаем по несколько раз за день, не задумываясь, будет толика поэзии и игры, которая позволит нам на минуту прерваться и улыбнуться.

Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 31.1)
Наото Фукасава: интуитивный дизайн (фото 31.2)
Наото Фукасава: интуитивный дизайн