Матали Крассе (Matali Crasset) говорит, что незашоренность сознания — то, что в первую очередь необходимо дизайнеру. Она выросла на ферме, вдали от академических красот, и считает, что во многом именно это определило ее творческий путь. Она никогда ничего не боялась и сама себе была авторитетом. Матали училась на маркетолога, но так увлеклась разработкой упаковки дипломного продукта, что параллельно подключилась к промдизайну, закончив оба направления в параллели (дизайн — в E.N.S.C.I.). Затем — два года стажировки в Милане у Дениса Сантакьяры (Denis Santachiara) и пять лет работы на Филиппа Старка (Philippe Starck).
Несколько лет дизайнер выступала в роли арт-директора крупного холдинга бытовой техники (и до сих пор гордится одной из своих первых работ — многофункциональным агрегатом Tefal, предназначенным для студентов и отыгрывающим сразу несколько базовых потребностей), а затем открыла собственное бюро, выстрелившее в середине 2000-х.
Дизайнеру нравится менять жилую среду: она проектирует предметы-трансформеры и многозадачные интерьеры, которые провоцируют, вовлекают пользователя в игру и, как хочется верить Матали, делают мир немного лучше. Визитная карточка Крассе — компактное спальное место Quand Jim monte á Paris, предназначенное для небольших квартир, куда неожиданно нагрянули гости, и отели сети Hi.
Пилотный проект находится в Ницце, два других — в Париже и в Тунисе, посреди Сахары. Интерьер отеля легко трансформируется. Номера обставлены мебелью, которую гость может подстроить под себя: кровать легко превращается в рабочее место и в том числе может служить гардеробной и даже… ванной комнатой! Чудеса компактности: умывальник спрятан под подушкой!
Матали считает, что нужно создавать не отдельные вещи, но новые сценарии жизни, предполагающие большую свободу действий, гибкость, открытость всему новому. Неслучайно ее называют рупором поколения Z. Несмотря на юбилейный возраст дизайнер, и сама выглядящая как подросток, прекрасно понимает чаяния и потребности молодежи. «Мы живем в мире открытых границ, — говорит она. — И наши возможности путешествовать, развиваться, создавать что-то новое будут только расширяться. Соответственно, нужно создавать динамичную, мобильную, гибкую жилую среду, которую легко адаптировать под себя».
Яркий пример подхода Матали — диван Dynamic Life для Campeggi. Он состоит из откидных секций, открывая или закрывая которые можно сформировать индивидуальный «ландшафт»: будь то рабочее место или зона релакса. Матали также проектирует светильники, форму которых можно менять в зависимости от того, что требуется пользователю в данный конкретный момент (модель Stick для Fabbian, состоящая из деревянных плакеток и резиновых секций, служащих крепежом), и аксессуары–трансформеры (например, набор кондитера для Alessi).
Дизайнер часто работает с яркими, открытыми цветами, неравнодушна к бетону и охотно берется социальные проекты. Французы и голландцы любят ее за детские развлекательные центры, где каждое помещение и предмет продуманы до мелочей с тем, чтобы максимально развить творческий потенциал ребенка. А также за проект развития регионов: так, Матали придумала мобильную художественную галерею с мини-кафе, благодаря которой искусство может прийти буквально в каждую деревню, а также компактные арт-резиденции для самых живописных мест, где художник может и писать, и одновременно показывать свои работы всем желающим.
Матали предлагает менять жилую среду в сторону большей intimacy, глубоко личных переживаний. Так еще в начале 2000-х она придумала для сантехнической компании Dornbracht концепт ванной комнаты Phytolab: принимать ванну предлагалось в стеклянном кубе, по стенам которого развешаны горшки с живыми растениями. Впоследствии дизайнер придумала кухню со встроенной оранжереей, чтобы, например, базилик и укроп, выращенные без консервантов, всегда были под рукой, а также несколько ковров на эко-тему для марки Nodus и реалистичный «растительный» светильник для Danese Milano.
В портфолио Крассе есть неожиданные проекты вроде голубятни или флакона для духов. Матали считает, что мелочей не бывает и верит, что будущее за осознанным подходом как к дизайну, так и к жизни в целом. Из государственных наград Крассе: орден «За заслуги перед отечеством» и аналогичный, но уже в области искусства. www.matalicrasset.com