Покупаете ли вы себе новый диван, бытовой прибор или горнолыжную амуницию, задайтесь вопросом : «А не придумал ли это Марк Садлер?» Наверняка так и есть. Марк Садлер (Marc Sadler) в буквальном смысле может создать что угодно из чего угодно. Светильники из резины (за инновационность его Drop для Flos получил премию Compasso D’Oro ) или композитной смолы (серия светильников Tress для Foscarini) — не вопрос! Изобрели новый материал — технополимер? Отлично! Садлер первым из дизайнеров использовал его для создания кухонной системы (модель AluKit для Boffi). Его интересует абсолютно все и к любому проекту он подходит со всей серьезностью. Так его кухонные весы Grammy, разработанные для Fratelli Guzzini в 2001 году удостоились главного приза международной премии Design Plus. А придуманная им защита для спины мотоциклистов вошла в постоянную экспозицию музея МоМА в Нью-Йорке.
Марк Садлер появился на свет в 1945 году в городе Инсбрук, Австрия. «Мои родители были французами, поэтому я тоже имею французское гражданство. Когда мне было четыре года семья переехала в Германию в Баден-Баден, а затем в Париж. Поэтому уверен, что своим аналитическим мышлением я обязан стране, где родился, а вот чувство прекрасного и эстетическое восприятие — это часть моей французской ДНК», — признается дизайнер.
С детства Садлер прекрасно рисовал и постоянно что-то придумывал, поэтому неудивительно, что в Париже он поступил в Школу Высокого Искусства ЕnsAD на отделение дизайна. Кстати, тема его диссертации была посвящена пластику. На заре карьеры Садлер пробовал себя в самых разных областях: придумывал логотипы для Модного дома Ted Lapidus и создавал упаковку для Yves Saint Laurent и Pierre Cardin. Однако, как это часто бывает, известность ему принес случай, причем несчастный. Катаясь на лыжах, из-за плохой фиксации ноги ботинком, Садлер подвернул лодыжку. Это натолкнуло его на мысль разработать первые в мире лыжные ботинки из термопластика. Изобретение тут же внедрила в производство итальянская компания Caber (позднее известная как Lotto). С этого момента началось плотное сотрудничество Садлера с известными спортивными брендами, такими как Nike и Reebok, для которых он разрабатывал спортивную одежду.
В 1978 году Садлер переехал в Нью-Йорк, где начал работать с популярным производителей мототоваров Dainese, создав для них мотоботы из полиуретана и резинового полимера и знаменитую защиту для спины, которую и по сей день считает своим лучшим проектом. «Удовлетворение пришло не через какое-то формальное признание (наоборот по началу все говорили, что защита выглядит уродливо), а от осознания, что этот продукт спасает жизнь», — вспоминает дизайнер, — «Мы получили огромное количество благодарственных писем со словами „спасибо, что спасли мою жизнь“. Тогда-то я и понял, что все-таки сделал в жизни что-то полезное, и не только в области дизайна».
В середине 1990-х Садлер переехал в Милан, где живет и работает последнее время. «Италия — колыбель дизайна. В этой стране дизайн распространился практически на все сферы промышленного производства, будь то уличные люки или крышечки для бутылок газировки. Даже небольшие компании не боятся обращаться к дизайнерам для создания чего-то нового. Мне очень импонирует эта открытость итальянской индустрии к дизайну, к тому же она позволяет попробовать себя в самых разных отраслях. Более того, я могу экспортировать технологии их одной области, в другую, где это еще не использовали».
Именно в Милане Садлер увлекся дизайном мебели и света. Среди своих любимых работ он особенно выделяет светильник Raqam для Masiero — необычные конструкции, состоящие из светодиодных элементов расположенных на каркасах разных форм. По мнению Садлера: «Это новый язык дизайна основанный на пропорции и гармонии». Еще один предмет его гордости и без ложной скромности революционное изобретение — встраиваемые в фасад зданий светильники Ghost для Simes. Благодаря тщательному проектированию Садлеру удалось создать полость из бетона, которая светиться изнутри, без какого-либо корпуса. «Я создал пустоту, наполненную светом», — комментирует он свое творение.
Помимо прочего дизайнер ведет активную преподавательскую деятельность. Он читает лекции в различных школах дизайна и архитектуры в Италии — Domus Academy, Европейский институт Дизайна, Политехнический институт и за границей — Strate Collège и Ensci Les Aterliers в Париже, Pôle de Plasturgie, Design Labour в Бремерхафене, Ecole Supériore d’Art of Nancy, Королевский Колледж искусств в Лондоне. Так же он руководитель курса магистерской программы по дизайну в миланской школе Raffles Milano.
«Моя цель — научить студентов конкретному практичному дизайну. Это не только как сделать очень технологичный продукт, но и умение представить его наилучшим образом. Я учу их как общаться с клиентами и как защищать интеллектуальную собственность, как создавать патенты своих идей. Все эти аспекты обычно упускаются из виду, а они очень важны для начинающих дизайнеров».
Несмотря на восьмой десяток, Сандлер продолжает активно и много работать, оставаясь при этом очень увлеченным человеком. «Я интересуюсь жизнью. Мне нравится жить на природе и черпать из нее вдохновение. Но так же я питаю огромную любовь к большим городам, где собраны доказательства человеческого гения. И хотя я еще тот социофоб, мне нравится разговаривать с другими людьми. Их опыт может служить источником многих размышлений». Если вы спросите Садлера без чего он не может жить, он назовет всего три вещи: без карандаша HB с идеально наточенным грифелем, стопки бумаги высшего качества и бутылки охлажденного шампанского.