В этом году в категории Rising Talent Awards Maison & Objet представляет шесть победителей из Страны восходящего солнца. На весенней сессии впервые появилась новая номинация — Rising Talent Craft, которая отвечает тенденции все большего внимания к ручному труду и сохранению ремесленных традиций.
Победителей определило экспертное жюри под председательством архитектора Кенго Кумы (Kengo Kuma), в которое также вошли Норико Каваками (Noriko Kawakami), директор музея 21_21 Design Sight, Рюко Кида (Ryuko Kida), бренд-директор ELLE Decor Япония, Джо Нагасака (Jo Nagasaka), архитектор бюро Schemata Architects, дизайнер Кинья Тагава (Kinya Tagawa), Масаки Йокогава (Masaki Yokokawa), основатель компании Welcome, и Икко Йокояма (Ikko Yokoyama), куратор секции дизайна и архитектуры в гонконгском музее M+Museum.
Юри Химуро
Юри Химуро (Yuri Himuro) исследует новые способы взаимодействия с текстилем. Один из таких методов — создавать узоры, разрезая ткань. В проекте Snip Snap она предлагала делать разрезы на верхнем слое материала, чтобы открыть для себя нижний. Творческая находка получила признание: ковер, созданный таким образом, вошел в коллекцию миланского бренда cc-tapis.
Другой проект дизайнера, Bloom, включает работу со сложным плетением и двусторонними яркими орнаментами. Нежность цветов и листьев Юри передает с помощью различных текстур. Недавно она приобрела в Норвегии ткацкий станок для своей мастерской. «Он позволяет мне исследовать новые возможности текстиля», — говорит дизайнер.
Харука Мисава
Харука Мисава (Haruka Misawa) работает с бумагой и наделяет этот материал особыми свойствами, приглашая исследовать его скрытые возможности. В ее проекте Doshi бумага становится практически разумным существом и обретает свободу движения. Металлические частицы реагируют на магниты, и неподвижный материал оживает. Бумага легко складывается или рвется, для работы с ней не нужны особенные инструменты. Она также обладает прекрасными тактильными качествами: каждая неровность делает фактуру неповторимой при прикосновении пальцев.
«Я выросла в окружении седзи и оригами, которые неразрывно связаны с японской культурой, и именно отсюда возникло мое желание исследовать поверхность бумаги. Это был очевидный выбор», — объясняет Харука. Ее творения показывают глубокую привязанность к материалу.
Cатоми Миношима
Cатоми Миношима (Satomi Minoshima) изучает кожу с самых разных точек зрения от социальных отношений до поэзии. Проект Сатоми Skin Ttoe включает серию сумок, которые подчеркивают красоту и разнообразие ее оттенков. «Цвет кожи влияет на наше социальное и культурное взаимодействие и то, как общество относится к людям», — объясняет она.
Другой ее проект Inflatable Leather («Надувная кожа») представляет собой творческое сочетание натуральных и синтетических материалов. Дизайнер больше всего любит играть с контрастами и иронизировать над неотъемлемыми свойствами материала.
Юма Кано
Ржавчина разрушает самолеты, разъедает двигатели автомобилей, разрушает мосты и вызывает коррозию бетона. Это синоним повреждения, распада и разрушения. Но молодой дизайнер Юма Кано (Yuma Kano) видит в ней особую красоту и новые возможности.
Проект Rust Harvest использует воздействие природных факторов, свет, землю, дождевую и морскую воду, чтобы стимулировать развитие ржавчины на металлических листах. Затем ржавчину аккуратно снимают и добавляют к акриловой смоле для создания нового материала. Юма рассматривает процесс «сбора урожая» ржавчины как метафору сельскохозяйственного цикла.
Его проект ForestBank стал ответом экологическому кризису в Японии, вызванному вырубкой лесов, и привел к появлению новых материалов. Каждый предмет в линейке изготовлен из природных элементов, таких как кора и ветви деревьев в сочетании с акриловой смолой.
«В долгосрочной перспективе было бы неплохо производить товары локально, поскольку доступность сырья зависит от места, времени года и среды», — говорит дизайнер о будущем проекта.
Баку Сакашита
Баку Сакашита (Baku Sakashita) отказался от карьеры в медицине, чтобы стать дизайнером. «В детстве я вырезал из дерева приманки для рыбы своими руками. Ручной труд — глубоко в моей ДНК», — рассказывает он.
Пример тому — коллекция светильников Suko из тонкой японской бумаги и стальной проволоки. Сакашита предлагает новый взгляд на традиционное освещение, оставляя пустое пространство между светодиодным элементом и бумагой, через которую проходит свет. Каждый светильник изготовлен вручную с использованием техники мидзубари, которая традиционно применяется при создании ширм-седзи.
Другая коллекция светильников, Phase, вдохновлена фазами луны. Свет рассеивается с помощью диска, который улавливает его от светодиодного источника. Элементы движутся по нему с помощью магнитов, символизируя растущую и убывающую луну.
Кодаи Ивамото
Кодаи Ивамото (Kodai Iwamoto) привлекает красота несовершенства. Так, табурет Benstool изготовлен с помощью процесса, при котором металлические трубки намеренно деформируются. Как ни удивительно, именно такой результат обеспечивает возможность сборки стула.
Дизайнер также создает вазы из ПВХ, используя традиционные методы выдувания стекла. Его проект PVC Handblowing стирает границы между традицией и инновациями, прошлым и будущим. «Когда люди осознают, что ваза сделана из современных материалов, тогда как на первый взгляд она кажется традиционным ремесленным изделием, теряется цепочка связей между материалами, методами производства и формами. А это, в свою очередь, затрудняет определение его стоимости», — объясняет Кодаи.
Как дизайнера, очарованного красотой Японии и идеей возвращения к природе, Ивамото особенно интересует то, как можно помочь решить проблемы промышленности на этапе получения сырья.
Победитель в категории Craft: Тору Курокава
В последние несколько лет работа художника и скульптора Тору Курокавы (Toru Kurokawa) была вдохновлена математикой. Четкие силуэты ваз, созданных им, повторяют формы бутылки Клейна или ленты Мебиуса. Каждое изделие изготавливается вручную из глины, а затем обжигается в собственной печи Курокавы.
Верный своим чувствам и инстинктам, керамист говорит, что «работа с природными материалами каждый день вдохновляет на новые открытия и пробуждает творческий потенциал». Это может показаться противоречащим математическим концепциям, но на самом деле, взаимодействуя с материалами, из которых состоит наш мир, мы лучше понимаем его структуру.