Луиджи Колани: человек–болид (фото 0)
Дизайнер-космополит Луиджи Колани

Луиджи Колани (Luigi Colani) — человек–легенда. Эксцентрик и неутомимый экспериментатор с неизменной сигарой в руке, стартовавший в конце 1940-х (!), он до последних дней оставался в строю и не перестает удивлять. Считается, что Колани намного опередил свое время. И действительно — первые чертежи этой футуристической урбанистики он нарисовал еще в 1980-х, но они ушли в стол. А последним масштабным проектом патриарха стал проект города будущего Human City, созданный для нужд перенаселенного Китая.

Луиджи Колани: человек–болид (фото 3)
Макет бионического города Human City, разработанного Луиджи Колани для Шанхая.
Фото
Getty
Луиджи Колани: человек–болид (фото 4)

По прописке Луиджи Колани — немец, «самый итальянский из немцев», говорят про него. Звучная фамилия досталась от отца, имя — творческий псевдоним, в который превратилось немецкое Лутц по паспорту. Отец Луиджи работал художником в кино и с детства прививал мальчику любовь к конструированию. Так ему не покупали игрушек, а давали бумагу и клей с тем, чтобы он сделал их себе сам.

Луиджи закончил берлинскую Академию художеств по классу скульптуры и живописи, а затем учился на инженера в Сорбонне. Подлинной страстью, раз и навсегда захватившей дизайнера, стал мир высоких скоростей. Он стал пионером аэродинамики в дизайне и развил на ее основе новый стиль — бионика.

Луиджи Колани: человек–болид (фото 6)
Кресла и шезлонги Tv-Relax, Kusch+Co, 1969.

Главный принцип бионики — предметы природных форм. А по мнению Колани, все в природе стремится к кругу. На слуху его манифест: «Я творю по заветам Галилея. Мой мир будет круглым». Поэтому объекты Колани — обтекаемых форм. Будь то бутылка для воды, фотоаппарат, кресло, автомобиль или… гроб — настоящий дизайнерский гроб by Colani, созданный 80-летним дизайнером в начале 2000-х.

Луиджи Колани: человек–болид (фото 8)
Родстер Colani L’Aiglon, 1976.

Наибольшую известность дизайнер получил в области автоиндустрии: 40 концепт-каров — в среднем по два за год, во всех смыслах улетного вида грузовики, серийные авто. В числе последних, например, базовые модели для Alfa Romeo, Lancia, BMW и ставший легендарным редизайн Fiat 1100 (модификация 103), получивший главный приз Женевского автосалона в 1954 году. С этого, собственно, и началась слава дизайнера, за пару десятилетий сделавшая его главным визионером автомобильного мира 20 века. Хорошо известны его работы для команды Формулы-1 Eitelland.

«Азия жадна до идей, а Европа пресыщена, и это ее убивает»

В 1972-м дизайнер придумал для нее гоночный болид, названный одним из самых необычных суперкаров, когда-либо выступавших на трассах «Формулы». Концепт Колани для Lamborghini (1970-е) — кабина в виде дождевой капли, готовой вот-вот упасть с «листа» капота. В конце 1980-х появилась бионическая модификация «Корветта» Шевроле, придуманная Колани.

Луиджи Колани: человек–болид (фото 12)
Пластиковый спорткар Colani New RS, 1978.

Дизайнер ввел в оборот термин «кит-кар». Действительно, его автомобили напоминают жителей морских глубин: китов, дельфинов, хищных рыб. Тот же «Корветт» очень похож на… сома. В портфолио Колани есть вертолеты-«касатки» и грузовики-«белуги». Колани не записался в «зеленые», просто он берет форму, максимально «обкатанную» природой. И его автомобили бьют рекорды скорости при минимальном сжигании топлива.

«Я творю по заветам Галилея. Мой мир будет круглым»

Хорошо известны суперфутуристичные грузовики Колани — с откидными, обзорными кабинами, как у истребителей, и интерьером в духе космических кораблей (кстати, консультирует NASA на предмет дизайна шаттлов). Однако, грузовики Colani, которые он придумывает вот уже двадцать лет, пока используются в основном как шоу-кары продуктовых компаний и не поступили в серийное производство. Последние годы дизайнер живет главным образом за счет продажи очков, коллекцию которых он придумал в начале 2000-х. Все модели — аэродинамических форм.

Луиджи Колани: человек–болид (фото 16)
Футуристичный трейлер KYK.
Фото
Getty

Колани часто переезжал. В начале 1990-х, решив, что его идеи слишком смелы для Европы, он обосновался в Японии. В 2010-м — Китай: открыл студию в Шанхае, а затем в Бэйхае, городе на юге страны, который, по прогнозам, через пару лет станет самым быстрорастущим в мире. «Азия жадна до идей, — говорит Колани. — Тогда как Европа пресыщена, и это ее убивает. Будущее идет из той части света».

Луиджи Колани: человек–болид (фото 18)
Персональный компьютер Vobis Highscreen PC, 1993.
«В природе не бывает прямых линий. Вот почему я верю в биодизайн и органические формы с их экспрессией и чувственностью»
Луиджи Колани: человек–болид (фото 20)
Рояль Pegasus Grand Piano, Schimmel, 1997. Такие рояли стоят в доме у Ленни Кравица, Принца, Эдди Мерфи и других звезд.
Луиджи Колани: человек–болид (фото 21)
Коврик для ванной.

Однако, он не вполне справедлив: дизайнерские центры Колани есть не только в Японии, но и в его родной Германии. Он регулярно получает всевозможные премии в этой части света. В 2004-м выступал спикером Международного экономического форума в Давосе. В Карлсруэ к 80-летию устраивали масштабную ретроспективу работ мэтра. В 2011-м о Колани рассказывали в Музее архитектуры им. Щусева в Москве рамках экспозиции, посвященной Human City. Работы мастера есть и за океаном: в МоМА и Cooper Hewitt.

Луиджи Колани: человек–болид (фото 23)
Чайный сервиз Drop, Rosenthal, 1971.

Из предметного дизайна Колани, с которым сталкивался почти каждый, можно вспомнить: фотоаппарат Canon T90 (Колани считает его своей лучшей работой), копилку в виде «аэродинамичного» слоника, которую часто дарят и до сих пор, обои Colani Visions для Marburg, авторские ковры и чайный сервиз Drop для немецкой мануфактуры Rosenthal — снова обтекаемой формы, «цельнолитой», как сказали бы о кузове автомобиля. Колани любил повторять, что 70% из того, что он создал, осталось на бумаге. Возможно, будущее это исправит.

Луиджи Колани: человек–болид (фото 25)
Обои Colani Visions, Marburg.