Блогер, стилист, креативный директор студии в Стокгольме, эксперт в области скандинавского дизайна, автор книги «Скандинавский дизайн» (издательство «Альпина Паблишер»)
Сайт экспертаУвлеченная натура, пропускающая через себя эргономику и эстетику, Бруно Матссон (Bruno Mathsson) пришёл к профессии не традиционным путем «сверху вниз» — от теории к практике, а напротив — «снизу вверх» — от работы с материалом до проектирования мебели и интерьеров. Он был сыном владельца столярной мастерской, можно сказать «родился в стружке», и начал работу с древесиной на производстве отца в то время, как многие его современники сначала обучались в университетах и уже после этого погружались в производство.
Жизнь в небольшой деревушке шведской провинции Смоланд не давала большого количества источников для вдохновения, поэтому Бруно Матссон занялся самообразованием и выписывал книги из Гетеборга в деревенскую библиотеку — необычное для сельского парня той эпохи занятие.
Приверженец здорового образа жизни Бруно Матссон был увлечен идеями эргономики. Он считал, что во время работы человек должен принимать максимально удобную позу, иначе его мысли будут заняты не созиданием, а поиском удобного положения тела. Руководствуясь этими идеями, он создал рабочее кресло с эргономичной формой сиденья на невысоких ножках, а в подходящем по высоте низком рабочем столе спроектировал выемку на переднем торце, чтобы столешница как будто обнимала тело и давала поддержку рукам при работе за печатной машинкой.
Известен случай, когда в поисках идеальной формы кресла Матссон плюхнулся в высокий сугроб и использовал оставленный телом отпечаток как прототип для создания изгиба сидения (по-шведски sittkurva).
Читальный уголок на вилле Матссона — мечта гедониста: ряды книжных полок, рядом с ними эргономичное кресло-шезлонг с встроенным в подлокотник пюпитром для открытой книги, у подножия кресла — небольшая книжная полочка на колёсиках с повёрнутым под углом к читателю корешками, в изголовье кресла — торшер для чтения. Представить более удобное место для чтения, пожалуй, невозможно.
Ещё одна интересная деталь в гостиной — просторный журнальный стол, за которым может расположиться компания из 6-8 человек в удобных лаунж-креслах. Высота журнального столика отличается от современных (сейчас они ниже). За столом можно было принимать пищу, расположившись с комфортом. В зените своей карьеры Матссон много путешествовал, но всегда неизменно возвращался в отчий дом — в деревню Вернаму, чтобы продолжать работать с накопленным материалом.
Мне посчастливилось побывать в доме-музее и частном особняке Бруно Матссона в его родном городке Вернаму. Эта незабываемая поездка стала возможна благодаря Шведскому Союзу дизайнеров Svensk Form. В подобных экскурсиях бесценными становятся рассказы свидетелей о случаях из жизни мастера. Такие истории будто приоткрывают завесу над личностью дизайнера и позволяют узнать его ближе. Одна из таких историй особенно меня тронула.
Уже известным и заслуженным мастером Бруно Матсон захотел поддержать молодые таланты и учредить денежную премию, которая помогла бы начинающим дизайнерам. Мастер помнил, что развитию своей карьеры он не в последнюю очередь обязан победе на региональном конкурсе столяров-краснодеревщиков. После которой, кстати, получил возможность отправиться на выставку дизайна в Стокгольм.
В процессе работы над организацией премии выяснилось, что сделать это при жизни учредителя невозможно. По законам того времени можно было только завещать средства, из которых суммы выплачивались бы лауреатам (наподобие того, как это произошло с премией Нобеля, поручившего фонду распорядиться своим состоянием на благо науки после смерти). Такая ситуация не устроила энергичного и жадного до жизни Матсона. Он посчитал нелепой идею «сначала отойдите в мир иной, потом приходите». Ему хотелось своими глазами видеть результаты труда и радость на лицах стипендиатов.
Ещё одну трудность представляло и то, что, получив денежную премию, лауреат должен был уплатить с неё налог. Это условие так возмутило Бруно Матсона, который считал, что за деньги, которые он заработал и выделил на премию, налоги уже заплачены сполна, что дизайнер добился встречи с тогдашним министром финансов и инициировал отмену этого положения. С тех пор, благодаря энтузиазму и усилиям Матссона, премию можно учреждать при жизни, а лауреаты освобождены от уплаты налога.
«Премия Бруно Матссона» сейчас крупнейшая дизайн-премия скандинавских стран, которая вручается за достижения в области мебельного дизайна. В 2024-м году ей исполняется 40 лет, и в честь этой даты в музее Вандалорум в Вернаму(недалеко от родного дома Матссона) пройдёт памятная выставка работ всех лауреатов. Уверена, что маэстро будет незримо присутствовать на открытии и наблюдать за результатами своих трудов из глубины эргономичных и эстетичных райских облаков.