7 сентября 2024 года исполняется 110 лет со дня рождения классика финского дизайна Илмари Тапиоваары (Ilmari Tapiovaara). Он был большим поклонником Алвара Аалто (Alvar Aalto) и считал себя наследником его творческих принципов, стремясь найти новые решения для повседневных объектов.
За свою долгую творческую карьеру Тапиоваара создал десятки объектов, которые стали признанными иконами дизайна и до сих пор пользуются популярностью у ценителей скандинавского дизайна.
В день рождения мастера мы вспоминаем основные вехи его творческого пути и интересные факты о нем.
№1
На заре своей творческой карьеры Илмари Тапиоваара проработал полгода ассистентом у Ле Корбюзье (Le Corbusier) в его парижской студии. Туда он попал сразу после окончания отделения промышленного дизайна и архитектуры Школы прикладных искусств Хельсинки в 1937 году.
№2
Первой серьезной работой Илмари Тапиоваары стал пост художественного директора и главного дизайнера Asko Oy, крупнейшей мебельной фабрики Финляндии. В 1941 году он перешел на должность художественного и коммерческого директора другого крупного финского производителя мебели — Keravan Puuteollisuus Oy, — которую занимал на протяжении десяти лет вплоть до 1951 года (когда Илмари и его жена Анникки основали собственную дизайн-студию).
№3
В годы войны Илмари Тапиоваара разрабатывал сборно-разборную мебель для финской армии, которую можно было бы использовать в блиндажах и в полевых условиях. Она должна была изготавливаться из местной древесины с помощью примитивных инструментов и максимально просто собираться без гвоздей и отверток.
№4
После войны в 1946–1947 гг. Илмари Тапиоваара вместе с женой Анникки работал над проектом нового студенческого общежития Domus Academica в Хельсинки. Для него была спроектирована компактная функциональная мебель, в том числе знаменитое кресло Domus Chair, которое сегодня издается финской маркой Artek.
№5
В начале 1950-х гг Илмари Тапиоваара уехал из Финляндии в Соединенные Штаты Америки. Там он преподавал дизайн в чикагском технологическом институте Illinois Institute of Technology и некоторое время проработал в чикагской студии Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe), «отца» модернистской архитектуры XX века.
№6
В конце 1950-х Тапиоваара в качестве сотрудника Программы развития ООН работал в Парагвае, а в конце 1970-х находился с такой же миссией на Маврикии. Успел поработать он и в Югославии, где занимался в качестве эксперта развитием мебельной и столярной промышленности.
№7
Хотя изначально мебель Илмари Тапиоваары создавалась для других производителей, некоторое время назад права на ее издание приобрела финская марка Artek, и теперь именно она является главным распространителем идей финского классика в массы. Сегодня в каталогах Artek представлено порядка тридцати объектов Тапиоваары, включая все самые знаменитые модели.
№8
За свою долгую творческую жизнь Илмари Тапиоваара разработал десятки стульев, столов и кресел, многие из которых вошли в учебники по истории скандинавского дизайна. Как и у Алвара Аалто, которого он считал своим учителем, любимым материалом дизайнера была гнутая клееная фанера из березы и массив березы.
№9
Илмари Тапиоваара шесть раз удостаивался золотых медалей на выставке Триеннале в Милане (в 1951, 1954, 1957, 1960 и 1964 гг.). Он также лауреат премии Good Design Award (Чикаго, 1951 г.), медали Pro Finlandia 1951 г, финской Государственной премии 1971 г. и высшей награды Ассоциации архитекторов и дизайнеров Финляндии SIP 1990 г.
№10
В 2014 году монетный двор Финляндии отчеканил памятную монету «100 лет со дня рождения дизайнера Илмари Тапиоваара». Справа на внутреннем диске можно различить деталь деревянного кресла Mademoiselle 1956 года, которое наряду с Domus Chair является «визитной карточкой» мастера. Также к юбилею были выпущены две серебряных монеты номиналом 10 и 20 евро с изображением кресла Mademoiselle, дизайн которых разработал Харри Коскинен (Harri Koskinen).