Один из отцов и основоположников финского дизайна и скандинавского модернизма в целом Алвар Аалто (Alvar Aalto, 1898 — 1976) закончил Политехнический институт города Гельсингфорса в 1921 году. К моменту окончания учебы он уже успел построить дом для родителей в Алаярви по своему проекту. С Айно (Aino Aalto) он познакомился в 1924 году, когда она пришла работать в его студию — спустя полгода они поженились и с тех пор никогда не расставались, совместно работая над всеми проектами — будь то архитектура, предметный дизайн или дизайн интерьеров — вплоть до самой смерти Айно в 1949 году.
Санаторий «Паймио» (1932)
Туберкулезный санаторий «Паймио», строительство которого закончилось в 1932 году, — первая серьезная архитектурная работа студии Аалто. Здесь все продумано до мельчайших деталей и следует единой цели: улучшить состояние пациентов с помощью целебного воздуха (пансионат окружен соснами), солнца и активного отдыха. Окна спланированы так, чтобы максимально использовать естественный дневной свет, на каждом из семи этажей корпуса предусмотрены просторные балконы (на них пациенты принимали воздушные ванны, лежа на кроватях), а на самом верху здания — терраса, которая идет вдоль всего корпуса. Всю мебель для этого проекта Алвар и Айно спроектировали сами, включая раковины для палат (из соображений гигиены у каждого пациента была своя), металлические кровати без острых углов, шезлонги, табуретки для переобувания, кресла для зала медитации.
Туберкулезным больным надлежало проводить несколько часов в полулежащем положении и дышать целебным лесным воздухом в специальном зале. Для него Алвар и Айно разработали специальное кресло особой конструкции, которая позволяла пациентам полулежать-полусидеть, полностью расслабившись, глядеть в потолок и дышать полной грудью. Из 41 оригинальных кресел до наших дней дожило лишь одно, но, к счастью, Paimio Chair было вновь запущено в производство и выпускается сегодня фабрикой Artek — на радость всем ценителям скандинавского дизайна!
Библиотека в выборге (1935)
Центральная городская библиотека Выборга — единственная постройка финского архитектора на территории России. Конкурс на ее строительство Аалто выиграл еще в 1927 году, но приступить к строительству удалось далеко не сразу: то не было средств, то протестовали местные жители, недовольные стройкой посреди городского парка. В итоге библиотека была достроена и открыта только в 1935 году, зато проект получился поистине революционным для своего времени. Книги на специальном лифте поднимались из хранилища до балкона, где летом можно было читать на свежем воздухе, освещение абонементного зала осуществлялось через специальные световые фонари в потолке, а волнообразный потолок лекционного зала обеспечивал уникальную акустику.
Мебель для библиотеки Аалто также проектировал сам. Самым известным объектом стал круглый штабелируемый табурет Stool 60 из гнутой березы (1933 г), который выпускается до сих пор маркой Artek в разных версиях. Его главная «фишка» — простота сборки: три ножки крепятся непосредственно к сидению при помощи девяти винтов. Любопытно, что мировую славу эта модель приобрела в своей четырехногой версии благодаря ИКЕА, которая скопировала табурет Аалто и выпустила его из гнутой фанеры. Но сам Аалто версию на четырех ножках не любил (хотя она и есть у Artek), считая ее более банальной и менее органичной.
Во время Второй Мировой Войны библиотека утратила световые фонари, витражи и знаменитый волнообразный потолок, а в советское время пришла в еще большее запустение. Здание пытались ремонтировать, но это лишь ухудшало положение. Только в 1994 году началась полноценная научная реставрация с привлечением наследников Аалто и с использованием оригинальных чертежей и макетов. Из-за нехватки финансовых средств восстановление растянулось почти на десять лет, наконец, в 2013 году библиотека вновь была открыта для посетителей.
Экспозиция Финляндии на миланской триеннале (1936)
Айно закончила Политехнический институт Хельсинки в 1920 году и пришла в студию Аалто уже с дипломом архитектора. Над большинством проектов они работали совместно с мужем, однако известно несколько крупных работ ее авторства, которые внесли не меньший вклад в историю финского дизайна, чем работы Алвара Аалто. В 1936 году Айно оформила стенд Artek на Миланской Триеннале, который был удостоен Гран-при.
Триеннале в Милане 1936 года стала звездным часом для Artek и всего финского дизайна в целом. На этой же выставке Айно получила золотую медаль за коллекцию стекла Aalto Glasses, дизайн которой был навеян кругами, расходящимися по воде, а Алвар Аалто — медаль за кресло Armchair 400 (за свою форму и ножки из гнутой березы, напоминающие гусеницы танка, оно получило второе название Tank). Посуда успешно выпускается маркой iittala, «Танк» стал культовым объектом финского дизайна и продолжает производиться Artek.
Ресторан отеля «Савой» в Хельсинки (1937)
«Сегодня в уникальном новом здании на углу южной Эспланады и улицы Касармикату открылся ресторан топ-класса „Савой“, — гласила передовица газеты Helsingin Sanomat от 3 июня 1937 года. — Все свидетельствует о том, что он станет популярным местом встреч для жителей города и туристов». Он разместился на 7-8 этажах бизнес-центра, построенного по проекту архитектора Вальтера Юнга (Valter Jung). Оформления интерьеров ресторана поручили чете Аалто, которые поставили перед собой задачу создать по-домашнему уютное пространство на высоте птичьего полета.
Стены и потолки они обшили любимым материалом — березовым шпоном, а также разработали для этого проекта светильники из цельного листа латуни, форма которых напоминала колокольчик. Сегодня эта модель выпускается Artek в нескольких цветовых решениях. Кстати, несколько лет назад финская марка выпустила обновленную версию легендарного «Золотого колокольчика» А330S из цельной латуни с необработанной верхней поверхностью и приятной патиной, которая возникает в процессе естественного окисления. Благодаря отсутствию полировки, внутренняя поверхность латунного светильника дает более мягкий, чем в других версиях, свет.
Кстати, в оформлении интерьеров ресторана использовался и другой культовый объект Алвара и Айно — вазы Aalto Vase в форме волны, — благодаря чему они получили свое второе название Savoy. Эти вазы и сегодня можно увидеть на столах: хозяева гордятся историей и чтут заветы дизайнеров.
Финский Павильон на всемирной выставке в Париже (1937)
Всемирную выставку в Париже 1937 года называли «Выставкой трех диктатур»: мировые державы демонстрировали не только достижения науки, искусства и промышленности, но и устраивали настоящую демонстрацию силы посредством архитектуры. Павильон СССР венчала статуя «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной, десятиметровый павильон Германии — герб Третьего Рейха, орел со свастикой, перед павильоном Италии стоял «Гений фашизма» Аффортунато Гори (Affortunato Gori).
На фоне этой битвы тоталитарных идей особенно человечным, уютным и «домашним» выглядел павильон Финляндии, спроектированный Алваром Аалто. Он нес в массы совсем другой message — идеи функционального, удобного и демократичного дизайна. Снаружи и внутри было много натурального дерева (вся отделка была изготовлена в Финляндии местными ремесленниками) — любимого материала архитектора.
Artek представил на ЭКСПО 1937 года помимо уже известных объектов новый сервировочный столик с основой из гнутого дерева, плетеной корзиной и столешницей, выложенной керамической плиткой. Дизайн Tea Trolley 900 был навеян английской и восточной чайной традицией, с которыми чета Аальто познакомились во время многочисленных путешествий по свету.
Оформлением экспозиции Artek традиционно занималась Айно Аалто, которая всегда с особой любовью относилась к живым растениям в интерьере. Она украсила стенд зеленью в цветочных горшках ручной работы из своего любимого материала — керамики. Айно придумала эти вазы-горшки для их с Алваром дома в Хельсинки, где они стояли на веранде. В 1930-е годы вазы так и не были запущены в серийное производство, а вот сегодня выпускаются Artek.
Вилла Майреа (1939)
В 1938 году со-основательница Artek Майре Гуллихсен (Maire Gullichsen) и ее муж Гарри пригласили чету Аалто заняться строительством их загородного дома в местечке Нормаркку, который был закончен в 1939 году. Алвару Аалто дали полный карт-бланш на создание «экспериментального дома» нового типа. В итоге этот проект действительно получился новаторским для своего времени и воплотил в себе основные архитектурные принципы Аалто: удобство, функциональность, красоту. В доме есть открытый бассейн, террасы, сауна, зимний сад и даже японский сад камней на крыше. В деревянной башне располагается студия хозяйки дома. Интерьеры оформила Айно, которая использовала как мебель Artek, так и мебель по своему собственному дизайну, специально созданную для этого проекта.
Павильон Финляндии на Всемирной торговой выставке в Нью-Йорке (1939)
В конце 1930-х чета Аалто открывает для себя США. Они путешествуют по стране, знакомятся с американскими архитекторами и архитектурой. В 1939 Аалто проектирует павильон Финляндии для Всемирной торговой выставки в Нью-Йорке, который патриарх американской архитектуры Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) называет коротко и ясно: «работа гения». Из-за финансовых трудностей Финляндия смогла арендовать лишь узкую прямоугольную «коробку», но архитектору удалось максимально оптимизировать внутреннее пространство за счет так называемых «свободных архитектурных форм».
Павильон имел общую высоту 16 метров и был разделен на четыре этажа, каждый из которых был посвящен своей теме в соответствии с главным девизом павильона: Maa, Kansa, Tyoe, Tulos (Страна, Люди, Работа, Товары). При этом все четыре зоны были визуально объединены в одно целое благодаря вертикальным волнообразным панелям из дерева и фанеры, на которых были установлены фотографии с видами Финляндии.
Общежитие MIT в Массачусетсе (1948)
После Второй мировой войны Аалто возвращается в США и в 1948 году завершает свой первый крупный проект за рубежом — студенческое общежитие Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT), где он преподавал в те годы. Здание имеет форму волны, столь любимую архитектором, и выполнено из красного кирпича. Оно тянется вдоль реки, позволяя каждому студенту любоваться из окна красивыми видами.
Уже на первоначальных эскизах все комнаты выходят окнами на юг, но такое расположение не позволяло разместить всех студентов, используя обычную планировку. В результате Аалто много экспериментировал с формами, пока не нашел подходящую, змеевидную , на которой, в конечном итоге и остановил свой выбор. На каждом этаже здания разместилось 43 комнаты 22 разных планировок, которые хоть и были похожи между собой, но все же требовали разных дизайнерских решений и разной встроенной мебели.
Айно Мария Марсио-Аалто умерла 13 января 1949 года, не дожив пары недель до своего 55-летия. Алвар Аалто пережил ее на 27 лет. Оба вошли в историю, как основоположники финского модернизма, определившие развитие скандинавского дизайна и архитектуры на долгие годы.