Художника, скульптора и ювелира Даши Намдакова называют феноменом русского искусства. Ему удалось парадоксальное: превратить древние национальные традиции в авангардное искусство. Да еще и перевести на язык, понятный каждому — от Китая до Америки. Его работы можно увидеть в музеях и частных коллекциях по всему миру, а его скульптура «Чингисхан» установлена в лондонском Гайд-парке. Так далеко не заходил даже великий завоеватель!
ФАКТЫ
- Даши Намдаков родился 16 февраля 1967 года в бурятском селе Укурик, в Забайкалье.
- Окончил Красноярский художественный институт.
- Любимый материал — металл.
- Работал главным художником на картине Сергея Бодрова-старшего «Монгол». Все доспехи и оружие для фильма были выкованы в мастерской художника. За эту работу Намдаков был награжден премиями «Ника» и «Белый слон».
- Скульптуры Намдакова находятся в частных собраниях России, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, в Тайване.
ELLE DECORATION: Даши, вы скульптор, художник, ювелир. В каком порядке все это приходило в вашу жизнь?
ДАШИ НАМДАКОВ: Это как живая материя, где все перетекает из одного в другое. Какое-то время меня очень увлекала графика. Мне всегда легко давался рисунок. Может, потому что в детстве из подручных «художественных» материалов у меня были только карандаш и бумага. Я много и увлеченно рисовал. Сегодня графика осталась в виде набросков к монументальным проектам. И это меня, кстати, очень спасает. Многие скульпторы работают сразу в объеме, что зачастую приводит к долгим поискам. Для меня же проще сначала нарисовать свою идею с разных ракурсов, а потом уже в объеме дорабатывать нюансы. Благодаря этому экономится масса времени.
Но сейчас же существуют различные 3D-технологии...
Да, и я ими пользуюсь. Но они не способны заменить карандаш и живую пластику. Идея ложится через карандаш на бумагу. А потом уже при помощи различных компьютерных программ ты ее дорабатываешь и совершенствуешь. Мне кажется, если бы автомобильные дизайнеры меньше моделировали на компьютере, а больше рисовали в карандаше, современные автомобили были бы более выразительными и не такими одинаковыми.
А как рождается образ?
Это всегда поиск и эксперимент. Сейчас в современном искусстве есть тенденция — художник находит свою фишку и начинает тиражировать ее. Чтобы быть узнаваемым. Это работает. Но я каждый раз думаю: господи, неужели им не скучно делать одно и то же? Мне повезло: мои выставки ездят по миру, объекты продаются, и это великое счастье. Я могу позволить себе быть некоммерческим. Поэтому я постоянно экспериментирую. Но это происходит не потому, что я специально хочу что-то поменять, а потому, что я сам меняюсь.
Смело! Не каждый художник даже с именем рискнет сегодня быть некоммерческим.
Да, в этом смысле я счастливый человек — ко мне просто обращаются и говорят: «Вот вам пространство — творите». По крайней мере в скульптуре я уже всем все доказал. Гораздо сложнее, когда ты молод и только начинаешь. Тебе не доверяют. Сколько раз я видел, когда во время конкурса на большой проект мэтры «гасят» молодежь. Они просто говорят заказчику: «Ну посмотрите, у него же нет опыта, он все испортит. Отдайте лучше нам». И пробить эту стену очень сложно.
Удача часто помогала вам в жизни?
Мое полное имя — Дашинима. Даши с бурятского значит «удача», а Нима — «солнце». Удачливое солнце. Но поначалу я в себя не верил. Я рос в маленькой, затерянной в лесу сибирской деревне, за Байкалом. Вот скажите, какие у меня были шансы вырваться и пробиться? Еще в те времена, когда не то что интернета, мобильных телефонов не было. Это глубокая периферия и глубоко застойные времена. Собственно, эта удаленность и сделала из меня художника со своим индивидуальным видением. Плюс труд и удача. Были времена, когда я думал, что есть только труд и никакой удачи. А потом однажды прорвало.
Как произошло это «однажды»?
«Однажды» мне просто надо было приложить огромные усилия и сделать свою первую выставку. Что я очень рекомендую всем молодым художникам. Не ждать, пока тебя кто-то найдет, а делать все самому. Хотя я боюсь что-либо советовать. Каждый опыт — индивидуален. И потом, как бы мы ни хотели, но есть такое понятие — размер природного дарования. Это невозможно измерить. Этим надо обладать. Когда у тебя его нет, ты можешь биться во все двери и стены, но ничего не выйдет. Не должно быть иллюзий — вот, пожалуй, хороший совет. Ну и, конечно, кругозор и образование. Советская школа была очень консервативна. Она выпускала не художников, а спичечные коробки, настолько все были одинаковы. И это наша беда. Только единицы заявили о себе на мировом уровне. При этом мы считаем себя самыми умными и не видим в этой близорукости, что мир современного искусства шагнул очень далеко, а мы, образно говоря, все еще сидим в «Жигулях».
«Я могу себе позволить быть некоммерческим, постоянно экспериментировать — это великое счастье»
Сегодня вы в основном живете и работаете в Лондоне?
Ох, я уже запутался в этой географии. Последние пять лет моя жизнь действительно была плотно связана с Лондоном. И я очень благодарен Великобритании: страна хорошо меня приняла. Но теперь я хочу двигаться дальше. В моем случае это означает вернуться в Италию. Еще до Англии я прожил там 5 лет. Там лучшие литейные мастерские. Даже работая в Лондоне, я вожу отливать формы в Петрасанте. Но сейчас я возвращаюсь в Италию, чтобы заняться не скульптурой, а дизайном.
Это новое определение — после скульптора, художника и ювелира?
Понимаете, мозги должны всегда работать. Я осознанно ищу в творчестве области, в которых я новичок. Еще до увлечения ювелирным искусством у меня был опыт работы в мебельном дизайне. Я придумывал модели диванов, это были живые скульптуры. Потом меня увлек фарфор. Мы сделали один проект со студией Игоря Клименкова Klimеnkоff и еще один с английской фабрикой Lynton.
А сейчас меня привлекает дизайн на стыке моды и искусства. Я долгое время был уверен, что пробиться в индустрию моды уже невозможно: все ниши заняты крупными брендами, и они вкладывают в разработки огромные капиталы. Однако, к счастью, вектор меняется, и сегодня, если ты предлагаешь интересный уникальный продукт, у тебя есть все шансы. Пока я не буду об этом рассказывать, так как все находится на стадии прототипов. Но, признаюсь, это дает невероятное ощущение азарта и возможность пройти путь с самого начала. Мир стал избалованным, сегодня очень сложно чем-то удивить. Но тем и интереснее. https://dashi-art.com