Факты
- Алекса Хэмптон – нью-йоркский дезайнер, дочь американского декоратора Марка Хэмптона. После его смерти возглавляет компанию Mark Hampton LLC, являясь главным дизайнером, и руководит собственным бюро Alexa Hampton INC.
- Помимо интерьеров квартир, оформляет салоны самолетов и яхт, разрабатывает принты для тканей, светильники и мебель для Kravet, Visual Comfort & Co и Hickory Chair.
- Изучала иторию искусств в Университете Брауна. Имеет докторскую степень Moore College of Art & Design.
История американского интерьера была бы неполной без такой харизматичной фигуры, как Марк Хэмптон — человек, который в корне изменил представление о классическом американском доме. Это ему принадлежат знаменитые слова: «минимализм — это роскошь, которую может позволить себе лишь молодежь» или «красный цвет хорош тем, что способен одинаково ясно выразить и святость церкви, и распутство борделя». Мастер слова и обладатель безупречного стиля родился в небольшом городке штата Индиана.
Получив в США образование в области истории искусств, он отправился в Великобританию на стажировку в бюро декоратора Дэвида Хикса. Британец научил его вирутозно нарушать законы жанра, в чем Хэмптон значительно преуспел у себя на родине. О Хиксе тогда говорили: «Он посягнул на святое в британском декоре — английский ситчик».
Клиентами британского декоратора были знаменитости и медиамагнаты, которые всецело поддерживали его безумства. Это был колоссальный опыт для начинающего американского декоратора. После возвращения в США Хэмптон проработал несколько лет в двух крупных нью-йоркских бюро: Parish-Hadley, основанном знаменитой Дороти Периш, и McMillen. Собственную компанию Mark Hampton LLC декоратор основал в 1976 году.
«Я работала в студии отца с 13 лет, — вспоминает его дочь Алекса Хэмптон. — На тот момент в штате было около двадцати человек. Каждый — на вес золота. Команда бралась за совершенно разные проекты — мне казалось, для папы не существует никаких табу. Он любил повторять, что выбирать стиль интерьера для декоратора — непозволительная роскошь. Это головная боль заказчика».
Его клиентская база была впечатляющей. Вкусу Марка Хэмптона доверяли Жаклин Кеннеди-Онассис, Памела Черчилль-Гарриман, Эсте Лаудер. Помимо оформления домов, бюро Mark Hampton LLC занималось декором самолетов и роскошных яхт. «Помню, как я работала над проектом оформления яхт в Амстердаме, — рассказывает Алекса. — В бюро нашу команду в шутку называли boat people, что нас сильно задевало.
Звучало, будто бы мы — рабочая сила, которая трудится на рыбацком судне. В связи с этим мы даже стали крепко выражаться. Вообще все декораторы отца тогда были одной семьей, словно слаженный механизм корабля, который совершал большое плавание». Когда Марка Хэмптона не стало, Алексе было 27 лет, и весь груз управления большой компанией лег на ее плечи. За первый год офис не заработал ни доллара — удалось лишь окупить затраты и выплатить гонорары сотрудникам.
Но другой карьеры для себя Алекса не представляла. «Вопрос выбора профессии для меня никогда не стоял, — рассказывает она. — Отец всегда усаживал меня с собой за один рабочий стол. И для меня было очевидно: он рисует — я рисую. А значит, когда вырасту, буду заниматься тем же самым». Сегодя бюро Mark Hampton LLC — одно из самых успешных в Нью-Йорке.
В 2000 году дизайнер начала сотрудничество с американской компанией Kravet, выпустив свою первую коллекцию тканей, которую она намерена расширять. Она проектирует мебель и предметы декора для марок Hickory Chair и Visual Comfort & Co. Все эскизы Алекса создает без помощи компьютера.
«Так научил меня отец, — рассказывает она. — Давайте я сейчас набросаю для вас гостиную: в ней обязательно должен быть классический английский диван, французские кресла, ориентальный светильник, предметы искусства, антиквариат. Я люблю эклектику. Вы замечали, что в парижских гостиных не увидишь ничего, кроме французской мебели?
Нью-йоркский интерьер похож на образ жизни американцев — он полон излишеств
Английское клубное кресло, например, для парижан — табу. Вместо него — непременно традиционное французское кресло-бержер. Американцы в этом плане куда более раскрепощены, могут позволить себе излишества. Это касается их образа жизни в целом». Другая отличительная черта интерьеров Алексы Хэмптон — яркая колористика. В последних проектах, опубликованных в новом альбоме интерьеров Alexa Hampton: Decorating in Detail, который она презентовала в Москве, преобладают оттенки лилового, ярко-пурпурный в сочетании с зеленым, часто встречается узбекский орнамент на текстиле.
Дизайнер регулярно проводит мастер-классы по всему миру. Она принимала участие в телешоу This Old House, Find! и в американских декораторских выставках формата Showhouse, в рамках которых дизайнера приглашают оформить дом не для конкретного заказчика, а на продажу.
«Это сложная задача, — рассказывает Алекса. — Когда есть заказчик со своими эмоциями, некий раздражающий фактор, появляется стимул. Приведу пример: недавно ко мне обратилась дама с просьбой оформить ее загородный дом. Составляем проект, в плане сплошь детские — по одной на каждого ребенка, которых в семье трое, игровые плюс постирочные и хозяйственные комнаты.
Пришлось объяснить ей, что эта затея — практически катастрофа. При таком подходе мы можем лишиться главного — а именно мужа. Формула такова: есть человек — есть интерьер». Интересно, что муж самой Алексы, по профессии финансист, не имеет права голоса, когда речь заходит о ремонте. «Ему повезло: у него свой персональный домашний дизайнер, — смеется Алекса. —Мы — исключение; впрочем, с нашей семьей так всегда».