Выставка «Шарлотта Перриант: изобретая новый мир» в Париже (фото 0)

Шарлотта Перриан в шезлонге B306, 1928-1929.

Фото
© F.L.C. / ADAGP, Paris 2019 © ADAGP, Paris 2019 © AChP
Шарлотта Перриан
Дизайнер Шарлотта Перриан.
Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND

В первой половине XX века само словосочетание «женщина-архитектор» или «женщина-проектировщик мебели» звучало как нонсенс. Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand) стала исключением из правила. Вдохновившись идеями Ле Корбюзье (Le Corbusier), она хотела обустраивать эргономичные и функциональные дома-машины.

В 1927 Шарлотта пришла устраиваться на работу в студию к Ле Корбюзье и его кузену Пьеру Жаннере (Pierre Andre Jeanneret), но потерпела неудачу. «Мы здесь не подушки вышиваем», — отрезал ее кумир.

Но Шарлотта не собиралась сдаваться. Она спроектировала интерьер бара с мебелью из стальных трубок и алюминия и показала его на парижском Осеннем салоне.

Дизайн в лицах: Шарлотта Перриан
Фото

ARTE France

Сборный домик для горнолыжников Refuge Tonneau («Убежище-бочка»), проект Перриан и Пьера Жаннере, 1938 год, реконструкция 2011 года).
Сборный домик для горнолыжников Refuge Tonneau («Убежище-бочка»), проект Перриан и Пьера Жаннере, 1938 год, реконструкция 2011 года).
Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND ©ACHP/ADAGP, PARIS 2013
Дизайн в лицах: Шарлотта Перриан
Шарлотта Перриан в своей мастерской. Январь 1991.
Фото

wikipedia.org

Идеи Перриан очень понравились Жаннере, и он все-таки уговорил кузена взять ее на работу. До появления Шарлотты Ле Корбюзье для презентаций своих архитектурных проектов использовал традиционную мебель от Thonet, но теперь все изменилось. На стендах студии появились культовые модели: кресла LC2 Grand Confort и В301, стул В302 и шезлонг B306. Хотя они и подписаны тремя фамилиями: Ле Корбюзье, Жаннере, Перриан, на самом деле их автором была Шарлотта.

Жаннере, ставший ее возлюбленным, помогал, а Корбюзье в основном одобрял и ставил свою подпись. В 1937 году Шарлотта уходит из студии Ле Корбюзье, но расстаются они друзьями. С Жаном Пруве (Jean Prouvé) она проектирует легкосборные дома для рабочих. А вместе с художником Фернаном Леже (Ferdand Leger) по заказу Минсельхозпрома Франции оформляет сельскохозяйственный павильон на Всемирной выставке 1937 года.

Столовая, 1928 год.

Интерьер столовой, созданный Шарлоттой Перриан для выставки Salon des Artistes Dècorateurs в Париже, 1928. Стол и стулья с металлическими ножками были спроектированы Шарлоттой в 1927 году.

Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND ©ACHP/ADAGP, PARIS 2013

«В каждом важном решении есть один вариант, который представляет жизнь, и это то, что вы должны выбрать. Жизнь — это движение»

Дизайн в лицах: Шарлотта Перриан

Интерьер столовой, созданный Шарлоттой Перриан для выставки Salon des Artistes Dècorateurs в Париже, 1928. Стол и стулья с металлическими ножками были спроектированы Шарлоттой в 1927 году.

Фото

Legion Media

Дизайн в лицах: Шарлотта Перриан

Ее стиль в дизайне меняется: она теперь увлечена деревом, а не металлическими трубками, ее предметы обретают органические формы. В 1940 году японское правительство приглашает ее в Токио поработать полгода «послом французского дизайна». Но Япония вступает в войну и оказывается в изоляции. Перриан пыталась прорваться в Европу, но смогла добраться только до Вьетнама, где ей пришлось остаться до 1946 года.

Табуреты Berger и Méribel сейчас перевыпускаются Cassina (коллекция I Maestri).
Табуреты Berger и Méribel сейчас перевыпускаются фабрикой Cassina (коллекция I Maestri).
Фото
CASSINA
Комод Nuage, дизайн Шарлотты Перриан, сейчас выпускается фабрикой Cassina (коллекция I Maestri).
Комод Nuage, дизайн Шарлотты Перриан, сейчас выпускается фабрикой Cassina (коллекция I Maestri).
Фото
CASSINA

Чтобы не терять времени, Шарлотта принялась изучать местные ремесленные техники. Традиции Востока серьезно повлияли на ее творчество. Столики Ventaglio напоминают веера, стул Ombra Tokyo — оригами, а скользящие панели стеллажей Tunisie и Mexique похожи на раздвижные перегородки-сёдзи.

Столики Petalo. Сейчас выпускаются компанией Cassina (коллекция I Maestri).
Столики Petalo. Сейчас выпускаются компанией Cassina (коллекция I Maestri).
Фото
CASSINA

После войны Перриан работает в тандеме с Жаном Пруве. Вместе они делают мебель для зданий Парижского университета. В рамках этого проекта Шарлотта спроектировала семь столов со встроенными светильниками, предназначенных для читального зала библиотеки. Сегодня они — самые дорогие из подлинников Перриан: один такой стол был продан в 2010 году за 812 000 долларов.

Фрагмент 16-метрового фотоколлажа Перриан «Великая нищета Парижа», сделанного для выставки домашней утвари в Гран-Пале в 1936 году.
Фрагмент 16-метрового фотоколлажа Перриан «Великая нищета Парижа», сделанного для выставки домашней утвари в Гран-Пале в 1936 году.
Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND ©ACHP/ADAGP, PARIS 2013
Современная версия шезлонга, выпущенная Cassina совместно с Louis Vuitton, 2013 год.
Современная версия шезлонга, выпущенная Cassina совместно с Louis Vuitton, 2013 год.
Фото
CASSINA
Шарлотта в шезлонге LC4, 1929 год
Шарлотта в шезлонге LC4, 1929 год.
Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND

В конце 1950-х и в 1960-х годах Шарлотта реализует престижные проекты: оформляет помещения во Дворце ООН в Женеве, зарубежные офисы Air France, начинает проектировать горнолыжные курорты в Савойе. Об этом этапе ее жизни хочется рассказать подробнее. Шарлотта с детства была увлечена горами, и одним из главных проектов ее жизни стало строительство курорта Les Arcs в Савойе, которым она занималась почти 20 лет вплоть до 1980-х годов. Масштабная работа включала разработку архитектуры, всей инфраструктуры и интерьеров, словом, нужно было построить все с нуля.

Дизайн в лицах: Шарлотта Перриан

Здания стоят на склонах и спроектированы так, чтобы органично вписываться в окружающий горный ландшафт и при этом максимально использовать тепло и энергию солнца. Вдохновленная своим пребыванием в Японии в 1940-х годах, Перриан создала интерьеры с открытой планировкой либо разделенные легкими перегородками, с гибкими границами между внутренним и внешним пространством. С целью экономичности она сделала сборные блоки для кухонь и ванных комнат, которые можно было быстро поднять в комнаты и подключить к воде и электричеству. Словом, ее инновационные идеи касались не только архитектуры, но и всего комплекса Les Arcs, который и сегодня продолжает работать и обслуживать туристов со всего мира.

1/6

Шарлотта Перриан в Альпах.

В возрасте 90 лет Шарлотта Перриан строит чайный павильон для Фестиваля японской культуры в Париже. Мебель по ее чертежам сейчас выпускает фабрика Cassina.

Дизайн в лицах: Шарлотта Перриан (фото 17)
Проект Work and Sport, 1927-1929.
Лондонский офис Air France, 1957 год.
Лондонский офис Air France, 1957 год.
Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND ©ACHP/ADAGP, PARIS 2013

В музеях по всему миру то и дело проходят ретроспективные выставки. В 2012 году на Миланском мебельном салоне та же Cassina воссоздала сборный дом для горнолыжников, который Перриан и Жаннере придумали в 1938 году, но так и не построили. А в декабре 2013-го на выставке Design Miami компания Louis Vuitton реализовала другой неосуществленный проект — пляжный домик La Maison au bord de l’eau («Дом у воды»). Задуманный в 1934 году, он смотрится удивительно современно. Впрочем, как и все, что делала Шарлотта Перриан.

Дизайн в лицах: Шарлотта Перриан (фото 18)

Авторский эскиз интерьера «Дома у воды». Реконструкция дома была осуществлена в 2013 году компанией Louis Vuitton и представлена на выставке Design Maiami.

Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND ©ACHP/ADAGP, PARIS 2013
Сборный «Дом у воды», дизайн Шарлотты Перриан, 1934 год
Сборный «Дом у воды», дизайн Шарлотты Перриан, 1934 год. Реконструирован компанией Louis Vuitton в рамках выставки Design Maiami.
Фото
LOUIS VUITTON

В 2019 году в Fondation Louis Vuitton в Париже прошла масштабная ретроспективная выставка, посвященная жизни и творчеству Перриан, приуроченная к двадцатилетию со дня смерти дизайнера. Она показал весь масштаб личности Шарлотты во взаимосвязи с искусством, архитектурой и дизайном того времени.

В Москве аутентичную мебель работы Шарлотты Перриан можно приобрести в галерее «Тираж 1/1» (Tirage Unique). В том числе редкий комод 1960-х гг, спроектированный для проекта Кансадо — города в Африке, который был специально выстроен для сотрудников горнодобывающей компании Miferma. Для них с нуля была создана вся инфраструктура — от медицинских и образовательных учреждений до развлекательных центров. Шарлотта занималась разработкой обстановки квартир. Для Кансадо она создала секционные системы хранения с раздвижными дверцами, которые должна была выпускать фирма Steph Simon (Galerie Steph Simon). В 1963 году была сдана первая очередь строительства и около 5000 сотрудников заселились в новый город, а в середине 1970-х Кансадо был национализирован и постепенно пришел в запустение.

Дизайн в лицах: Шарлотта Перриан (фото 23)
Комод, спроектированный для города Кансадо, ок. 1960-х гг. Галерея «Тираж 1/1».