Российский художник и архитектор Zaha Hadid Architects Даниэль Закх (Daniel Zakh) вернулся на родину для работы над собственными проектами. Впервые его арт-объекты были представлены в мае на арт-шоу Da!Moscow 2019, а уже в конце июня будут выставлены в Askeri Gallery. В основу создания своих работ он закладывает логику воздействия различных сил: описывая правила их взаимодействия через программирование, Даниэль исследует новые методы формообразования и стремится к переосмыслению традиционного процесса создания скульптуры. Мы попросили Даниэля назвать свой топ-лист объектов искусства, дизайна и архитектуры, которые его вдохновляют.
Представленный здесь список состоит из работ, интересных мне по мышлению, методу и подходу к решению пространственных задач. Все они созданы мастерами, которые смогли выйти за границы существующих традиций и создать свой собственный визуальный язык. Вы не увидите здесь китч, провокации, социальные или политические заявления. Это за пределами моих интересов в искусстве. Работа с пространством и новизна подхода — основные критерии выбранных работ.
1. Черный квадрат, 1915 — Казимир Малевич
Для меня «Черный квадрат» является самым значительным произведением искусства за всю историю человечества. Работа производит настолько сильное впечатление, что порой задаешься вопросом, возможно ли создать что-то превосходящее по концептуальной мощи. Не зря, позднее, Казимир Малевич (Kazimierz Malewicz) сжигает кисти и объявляет о смерти искусства.
«Черный квадрат» больше, чем супрематическая композиция, — это все потенциально возможные композиции вместе взятые; всё, что было создано и может быть создано в живописи, сжатое до одного конкретного произведения. Работа невероятной плотности.
2. Восток-Запад/Запад-Восток, 2014 (Катар) — Ричард Серра
Движение зрителя в пространстве является ключевым фактором в понимании работ Ричарда Серра (Richard Serra). Одна из его последних работ — «East-West/West-East» — раскрывает эту идею в масштабе, конкурирующим с архитектурой, и захватывает своей монументальной энергетикой.
Основным материалом для создания работы является само пространство пустыни, в то время как четыре стальные плиты, выровненные по одной высоте и расположенные с математической точностью на протяжение дистанции в один километр, выполняют роль ориентиров, задают масштаб и определяют наше понимание ландшафта.
Мне кажется, что на данный момент в мире нет скульптора, способного конкурировать с Ричардом Серра в навыке артикулировать и выявлять скрытый потенциал пространства.
3. Вытесненная/Перемещенная Масса, 1969 (США) — Майкл Хайзер
Майкл Хайзер (Michael Heizer) — один из тех художников, кто смог расширить методы создания скульптуры. Его подход заключается в удалении массы. Зачастую его работы — это отсутствие. «Скульптуры наоборот», как их называет сам Хайзер, отсылают своей монументальностью к памятникам утраченных цивилизаций, в то время как их материальность отрицает время.
«Вытесненная/Перемещенная Масса» состоит из трех углублений массой в 30,5, 43,7 и 73,2 тонн. В эти углубления помещены три монолита такого же веса. Разница в плотности монолита и вынутого грунта создает пустоту, которая заполняет оставшийся объем. Контраст между четкой формой углубления и неоднородным силуэтом камня формирует особый характер пространства.
4. Phaeno научный центр, 2005 (Германия) — Заха Хадид и Zaha Hadid Architects
Один из самых интересных проектов студии Захи Хадид (Zaha Hadid). Вопрос «как здание касается земли» стал отправной точкой в поиске пространственного решения центра. Надо признать, что архитекторы не так часто задают себе вопросы такого типа, так как это неизбежно заставляет их выходить за пределы обкатанных решений и искать ответы, к которым они могут быть не готовы. В этом плане Заха Хадид и команда делают невозможное: проект за проектом бросают вызов себе, коллегам по профессии и дисциплине в целом.
Идея поднять здание над землей открыло новые архитектурные возможности. Теперь публичное пространство не останавливается у фасада здания, а беспрерывно растекается по искусственному ландшафту под зданием. Потоки движения людей определяют характер этого скульптурного ландшафта, задают его топологию и подчиняют себе дальнейшую организацию комплекса.
5. Abstraktes Bild Series (1996 — 2009) — Герхард Рихтер
Что по-настоящему привлекает меня в абстрактных работах Герхарда Рихтера (Gerhard Richter), так это постоянно нарастающая интенсивность и плотность событий в ограниченном пространстве холста.
Работая с наслоениями цвета, перемещая и смешивая пласты краски с помощью пластины размером с холст, Рихтер вскрывает нижележащие слои и намерено работает с непредсказуемым результатом. Такой подход позволяет ему экспериментировать с живописью в новом формате и открывать бесконечные вариации.
6. Незаконченные статуи рабов (начало XVI века) — Микеланджело
«Атлас» — одна из 6 скульптур, созданных Микеланджело в период с 1525 по 1530 гг. Фигура словно пытается высвободиться из блока мрамора. Интересно наблюдать в какой последовательности Микеланджело проявляет работу. В каждом квадратном сантиметре поверхности чувствуется присутствие мастера, работа его мысли. При этом видна нависающая всей своей тяжестью масса мрамора, подчеркивающая сопротивление пространства и борьбу раба за свободу.
7. Pigment Paintings, 2009 — наст. вр. — Джейсон Мартин
Позволяя «холсту» запечатлеть его выразительные и широкие жесты, Джейсон Мартин (Jason Martin) создаёт работы, которые балансируют на грани живописи и скульптуры. Его масштабные монохромные и рельефные полотна на алюминиевой основе — это отражение чистой энергии, где автор манипулирует массой вязкой материи. Чтение рельефа со всем его многообразием нюансов и столкновением различных текстур становится одной из тем взаимодействия автора и зрителя.
8. Oval Form (Trezion), 1961 — 1963 — Барбара Хепуорт
Эта работа интересна своим взаимодействием с окружающим пространством. Позволяя контексту проникнуть внутрь скульптуры, размывая границу между собой и окружением, «Oval Form» начинает закручивать пространство вокруг себя. Вслед за вращением бронзы окружающее пространство также становится частью этой динамики и плавно вливается в движение. Барбара Хепуорт (Barbara Hepworth) вовлекает в этот процесс зрителя, заставляя видеть невидимое.
9. Номер 23, 1948 — Джексон Поллок
Абстракция №23 является одной из тех работ, на которых Джексон Поллок (Jackson Pollock) формирует свою технику action painting. Здесь гравитация становится частью художественного процесса, а кисть не касается поверхности холста, размещенного на полу.
Расположение холста горизонтально позволило Поллоку работать одинаково с любой стороны, дало возможность уйти от традиционной системы координат. Вместе с этим он уходит и от привычного понимания композиции, где объекты соподчинены друг другу и формируют взаимное соотношение.
В его работах невозможно отделить или вычленить элементы, они просто отсутствуют. Это целостность совершенно другого порядка.
10. Escapism, кутюрная коллекция весна-лето, 2011 — Ирис ван Херпен
Коллекция, созданная совместно с архитектором Даниэлем Уидригом (Daniel Widrig) и представленная в 2011 году, до сих пор является одним из интересных примеров того, как применение новых технологий может изменить лицо индустрии, в данном случае моды. Эксперименты с 3D печатью и компьютерным моделированием помогли Ирис ван Херпен (Iris van Herpen) раскрыть потенциал цифрового производства в контексте дизайна одежды, открыть новую степень творческой свободы и бросить вызов традиционным методам производства.
Наслоение кластеров утонченных элементов и невероятно сложные по своей геометрии силуэты отсылают к архитектуре барокко, но на этот раз это происходит в контексте человеческого тела и обретает новый масштаб и смыслы.
Askeri Gallery, г. Москва, ул. Поварская, 31/29, info@askerigallery.com, www.askerigallery.com