Факты
Ханс Вегнер родился в 1914 году в городе Тендер на юге Дании, скончался в 2007-м.
В 1978 году отошел от проектирования. Бюро Вегнера возглавила его дочь Марианна.
Мебель дизайнера выпускают фабрики PP Møbler, Carl Hansen&Søn, Fredericia, Fritz Hansen, Erik Jørgensen.
Ханс Вегнер (Hans Wegner, 1914–2007) — типичный пример человека, который «сделал себя сам». Сын сапожника, в 14 лет он поступил в подмастерья к местному плотнику, а на обивку своего первого кресла пустил сшитые матерью гардины. Через пару лет юноша решил открыть собственную мастерскую, но не успел — его забрали в армию. Служить довелось в Копенгагене. Там Ханс побывал на ежегодной мебельной выставке, которую устраивала гильдия краснодеревщиков, и понял, что открывать свое дело рано: нужно еще поучиться.
С середины 1920-х годов в Дании складывался особый национальный стиль в дизайне мебели, позднее названный датским модернизмом. Его представители стремились соединить рационализм Баухауса с народными традициями изготовления деревянной мебели. Вегнер увлекается идеями столичных мебельщиков и поступает в Школу искусств и ремесел (позже переименованную в Датскую королевскую академию изящных искусств и дизайна). В 1938 году он уже сам участвует в выставке краснодеревщиков. А в 1940 проектирует мебель для концертного зала во втором по величине городе Дании — Орхусе. Руководил строительством другой знаменитый датчанин, Арне Якобсен (Arne Jacobsen), будущий автор культовых кресел Egg и Swan.
Все датские дизайнеры в 1930–1940-х годах работали в паре с краснодеревщиками. У каждого автора был свой исполнитель, который знал все тонкости работы с деревом, чувствовал материал и помогал реализовать самые смелые идеи. Вегнер встретил «своего» краснодеревщика в 1940. Это был уже знаменитый в ту пору мастер Йоханнес Хансен (Johannes Hansen). Вместе с ним Вегнер создал свои лучшие вещи.
В 1943 году он наконец открыл собственное дело, как когда-то мечтал, но не плотницкую мастерскую, а дизайн-бюро. Впрочем, он не только делал эскизы, но и с удовольствием сам брался за инструменты. В войну, когда негде было купить подарки близким, он мастерил для них мебель. Так появился набор детской мебели, сделанный им на Рождество для маленького Петера — сына одного из друзей. Этот комплект до сих пор выпускается компанией Carl Hansen&Søn под названием Peters Table&Chair.
В 1943 году Вегнер увидел в музее китайское кресло эпохи Мин. Он буквально влюбился в него, изучил вдоль и поперек и в итоге создал по его мотивам целых семь разных моделей. Одна из них выпускается сейчас фирмой PP Møbler, другая — компанией Fritz Hansen. 1947–1949 годы оказались особенно успешными для дизайнера. За это короткое время он создал несколько знаковых вещей. В 1947 году из его мастерской выходит Peacock Chair — кресло со спинкой в виде павлиньего хвоста, модернистская интерпретация классического виндзорского кресла.
У стула не может быть «обратной стороны». Он должен хорошо смотреться под любым углом»
В 1949 году дизайнер придумал кресла Round Chair и Wishbone Chair, в которых просматривались черты все того же китайского прообраза. В феврале 1950-го американский журнал Interiors вышел с изображением круглого кресла Round Chair на обложке. Внутри были фото нескольких объектов Вегнера, а также произведений других датчан.
Америка была покорена датским дизайном. Особую популярность приобрело круглое кресло, которое в Америке стали называть просто The Chair. В 1960 г. Кеннеди и Никсон вели предвыборные теледебаты, сидя в креслах этой модели. Так родилась традиция снимать в них знаменитостей. Фотографировались в этих креслах и Джон Кеннеди, и Барак Обама с Дмитрием Медведевым.
1950-е — золотой век датского модернизма. На миланской Триеннале скандинавские дизайнеры, в том числе Вегнер, забирали первые призы. В 1950-е и 1960-е годы он выпускает множество ярких моделей: кресло-бык, кресло-ракушка, кресло-дельфин. Стул-камердинер Valet Chair он придумал специально для мужчин, постоянно забывающих повесить одежду в шкаф: спинка-вешалка предназначена для пиджака и рубашки, по бокам от сиденья — перекладины для носков. Комфортабельное футуристическое кресло Flag Halyard Chair сделано не из дерева, как обычно, а из металлических трубок (реверанс Баухаусу), а сиденье — из 240 метров намотанного на раму морского каната. Вегнер спроектировал его, сидя на пляже, когда жена поручила ему присматривать за купающимися детьми. От нечего делать он вырыл удобное «сиденье» в песке, а потом перенес его на бумагу.
Все его творения получались предельно лаконичными, но в то же время очень дружественными человеческому телу, их производство было массовым, но каждая модель требовала кропотливой ручной работы. Лишь в 78 лет он решил отойти от дел, но все равно продолжал контролировать реплики своих ранних моделей, которые то и дело запускали в производство различные компании.
Оригиналы можно увидеть в Музее Вегнера в его родном городе Тёндер, а также в лучших музеях всего мира и в большом количестве — в домах обычных датчан. Пожалуй, это и есть настоящее признание!
Музей Ханса Вегнера: www.museum-sonderjylland.dk