В мастерской у Дениса Милованова — грохот, пыль, стружка, на стене — плакаты из серии «Мастер, береги пальцы! Это лучшие десять элементов твоего тела». Среди инструментов — неподъемная бензопила. В руках Дениса она превращается в легкий «карандаш», которым он виртуозно «штрихует» поверхность гигантской колонны-тотема для одного очень известного декоратора.
В бункере у Владимира Пирожкова — полная противоположность. Белоснежное стерильное пространство площадью 3500 кв. метров увенчано стеклянной пирамидой а-ля Лувр, выходящей во двор НИТУ МИСиС. Всюду — изолированные стеклянные боксы, внутри — огромные 3D-принтеры, на которых печатают абсолютно все, от дронов до человеческих суставов из титана. Последнее, к слову, настоящее произведение ювелирного искусства!
CRAFT
ФАКТЫ
- Денис Милованов родился в 1975 году в Москве.
- Профессиональный столяр-краснодеревщик в работах воспевает эстетику Русского Севера. «Бензопилы, стамески — вот весь мой нехитрый арсенал, — говорит он. — Древесину везу с Северного Кавказа. Лесники присылают фото упавших деревьев в труднодоступных местах, где, кроме меня, это никому не нужно».
- Первую коллекцию мебели создал в 2011 году, а с 2016 года регулярно выставляется на Maison & Objet, PAD Paris и Design Miami/Basel.
- В 2017 году стал обладателем премии ELLE DECORATION «Дизайнер года».
- В Европе Дениса Милованова представляет парижская галерея Armel Soyer.
- www.denismilovanovofficial. com, www.sohaconcept.com, @denmilovanov
DIGITAL
ФАКТЫ
- Владимир Пирожков родился в Кишиневе в 1968 году, вырос в Тольятти.
- Учился в Свердловском архитектурном институте по специальности «промышленный дизайн».
- В 1989 году уехал на стажировку в Швейцарию, начал чуть ли не с полировки машин, а затем выиграл грант на обучение в ArtCenter College of Design.
- С 1994 по 2006 год занимал ключевые посты в Citroën и Toyota, в том числе руководил направлением Advanced Design (создание объектов с перспективой на 50 лет вперед).
- В 2007 году вернулся в Россию по приглашению Германа Грефа.
- Сейчас руководит созданным им Инжиниринговым центром прототипирования высокой сложности «Кинетика» НИТУ
МИСиС, где, в частности, был разработан космический корабль «Федерация». www.kinetica.center
ELLE DECORATION Сложно найти двух более разных людей, занимающихся общим делом — дизайном...
ВЛАДИМИР ПИРОЖКОВ Почему разных? Я сам аналоговый, думаю с карандашом в руке и только потом перевожу в цифру. И вот то, что Денис делает руками, я очень хорошо чувствую. Это все (обводит руками свою лабораторию) — аэромобили и прочие космические станции — развивается очень быстро, скоро придет в каждый дом, как смартфон. Денис тоже создает будущее, только другое — более эксклюзивное.
ДЕНИС МИЛОВАНОВ Мне пока сложно что-то ответить. Я нахожусь под большим впечатлением от вашей лаборатории. Не думал, что такое есть в России.
Может ли каждый из вас назвать самую высокотехнологичную вещь, когда-либо им созданную?
Д. М. Не знаю, что в моем случае называть высокими технологиями, но однажды я сделал столик (сейчас он у клиента в Европе), который до сих пор не могу повторить, сколько ни бьюсь. Для кого-то он такой же, как остальные мои объекты, но для меня это теперь недосягаемая высота. А сделал я его тогда за пару часов, раз — резанул, и все.
В. П. Это искусство!
Владимир, а ваше достижение?
В.П. У нас, наверное, это прибор для чтения и передачи мыслей на расстоянии. Мы разработали его совместно с компанией «Нейротренд», а сейчас он уже используется в центре для реабилитации людей после инсульта, для многих это единственная возможность общаться с родными и врачами.
Рядом с этим прибором в вашей лаборатории стоит костюм киберсолдата. Получается, в современных технологиях добро и зло идут рука об руку?
В. П. Понимаете, какая штука: если вы можете добро делать, то и зло можете. Это все неоднозначные вещи. Тот же прибор для передачи мыслей можно использовать для облегчения жизни больных, а можно — для организации войска роботов, которые будут общаться между собой. А интернет, без которого сегодня нельзя представить жизнь человека? Мало кто помнит, но он был создан на базе военной лаборатории DARPA при Пентагоне.
Каков максимальный срок службы вещей, которые вы создаете?
В. П. Здесь я с ходу проиграю Денису. Мои максимум лет на сто рассчитаны.
Д.М. Я точно не скажу, буду скромно (смеется).
Какой самой высокотехнологичной вещью вы пользуетесь в обычной жизни дома? Айфон не называть.
В. П. Хм, айфон — правильный ответ… Тогда так: это вещь не из области электроники. Если честно, мне кажется, что человеческий организм сам по себе очень высокотехнологичное изделие. Я даже уверен в этом. Мы все — изделия!
Божественные?
В. П. Называйте как угодно. Я думаю, что инопланетные. Но ситуация такая: мы те же машины, просто биохимические. У нас есть сердце — мотор, который в случае износа легко заменить на новый, как в автосервисе. Сейчас уже начинается 3D-печать сердец и артерий. В нас встроен очень крутой компьютер. Но не настолько крутой, чтобы его нельзя было сделать лучше. И это главная проблема. Я думаю, к 2050 году появится изделие лучше, чем человек.
Д.М. И это, по вашему мнению, будет физическое существо? Не искусственный интеллект?
В. П. Это будет частично искусственный интеллект — люди, подключенные к общему разуму. Сильно улучшенная версия нас. И, к сожалению или к счастью, эта версия причислит себя к другому антропологическому виду и займет более высокий уровень в пищевой цепочке. И будет решать — нужен ли ей остальной шлак в виде человечества.
«Человек — та же машина, который в ближайшие годы предстоит сделать апгрейд, чтобы выжить»
То есть, возвращаясь к вопросу, самая технологичная вещь в вашем доме — это вы?
В. П. Или моя трехлетняя дочь! Она лучше меня. У нее на сто лет ресурса.
Денис, а у вас как с высокими технологиями дома?
Д.М. Я живу в своей гармонии, в своем мире, прокручиваю кучу идей в голове — это мой лучший компьютер.
Я знаю, что вы собирались строить супер-экоотель в глуши. Можете приоткрыть детали проекта?
Д.М. У меня была идея, надеюсь, когда-нибудь подойти к ней вплотную, создать нишевый, «антилакшери» экоотель, где человек сможет побыть наедине с собой. Там не будет ни электричества, ничего… Только природа и мощный русский дизайн, каким я его вижу.
В. П. Очень круто! Я думаю, это будет востребовано богатыми людьми, сейчас идет огромный запрос на цифровой детокс и возможность на время отключиться от всего мира. Мы в свою очередь проектируем железнодорожные вагоны нового типа, где вместо привычных купе с «бабушками и курочками» будут суперсовременные капсулы с насыщенной кислородом атмосферой, которая обеспечивает новое качество сна. Аналоги уже есть. В больших моллах в Дубае стоят капсулы, которые массируют вас в тех местах, где считывают напряжение, и одновременно дают мощный поток кислорода — вы спите пятнадцать минут, в течение которых успеваете полностью восстановиться.
Мне срочно такую домой надо!
В. П. Очень скоро все это будет доступно. Технологии развиваются стремительно. И будет настоящий взрыв!
Владимир, а для себя вы какой вид отдыха предпочтете — в кислородной капсуле или в отеле без света, который мечтает построить Денис?
В.П. У меня дача такая в точности! (Смеется.) Электричество там, конечно, есть, но в остальном все очень аналоговое — топор, дрова, камин.
Вы любите там бывать? Вам важно периодически «заземляться»?
В. П. Конечно! Это лучший способ восстановиться. Напичканные техникой интерьеры хороши только в тех случаях, когда у тебя нет времени и, я бы сказал, нет счастья. Когда нужно, чтобы все за тебя сделали: кофе налили и омлет на тарелку шлепнули. Но качественно и неспешно приготовить его самому — это свой кайф человеческий.
«3D-принтер предсказуем, а я нет. Буквально одна другая тень, и весь процесс пойдет иначе»
Денис, а вы только в условной «экоземлянке» чувствуете себя комфортно? Небоскребы — совсем не ваше?
Д.М. Я люблю современную архитектуру, стекло, карбон. Просто работаю в другом стиле — это то, что я лучше умею делать. И в путешествиях предпочитаю снимать аутентичные квартиры, это помогает понять дух места.
В.П. В отпуске я тоже отдаю предпочтение рустикальным домам. Но однажды мы с женой пережили экстремальную ночь в небоскребе в Токио. Мы сняли номер общей площадью 4 кв. м. Его практически целиком занимала кровать, даже чемоданы поставить некуда! Плюс одноместная «санитарная капсула»: душ, слив, незапотевающие зеркала, какое-то специальное освещение с ультрафиолетовыми лучами, которые вас обеззараживают и обеспечивают моментальное высыхание — как в автомойке. Но самое странное — окно. В какой-то момент меня осенило — сейчас же вечер, а за окном солнце? Отдергиваю штору — а окна нет, это просто светильник, чтобы клаустрофобии не было. В ту ночь еще случилось землетрясение, нас покачало, но все обошлось. Тоже такой вариант будущего.
Денис, что принципиально нового произошло в производстве деревянной мебели за последние 50 лет?
Д. М. Знаете, я не отслеживаю. Мой источник вдохновения — музеи, антикварные рынки, там я ищу новые для себя технологии.
Владимир, а ваше производство что изменило за последние 50 лет?
В. П. Интернет и смартфоны! Возможность беспрерывного доступа к огромному массиву данных сильно изменило процессы и скорость работы.
Как думаете, вас со временем сможет заменить искусственный интеллект?
В. П. Меня точно совершенно. Да.
А вас, Денис, сможет заменить 3D-принтер?
Д. М. Ну нет, вряд ли.
В чем разница — вырезан шкаф на принтере или вами?
Д. М. Принтер предсказуем, а я нет. Буквально одна другая тень, и весь процесс иначе пойдет. Хотя мы не знаем точно, каким он будет — этот искусственный интеллект.
В. П. Это будет самообучающаяся машина сильно круче человека. И логика процессов, которую мы сейчас считаем правильной, совсем не обязательно будет такой.
«Я думаю, к 2050 году появится изделие более совершенное, чем человек»
Что для вас важнее — функция или дизайн? Владимир, в вашем случае — важно ли роботу быть красивым?
В. П. Глобально нет. Но коллаборативных роботов — тех, которые работают с человеком, стараются делать красивыми. Но это опять же на вкус и цвет.
В чем же тогда отличие хорошего дизайна от плохого?
В. П. Хороший дизайн должен быть желанен. По большому счету, это пользовательский интерфейс. Если он вызывает желание — да, он хорош.
Денис, что думаете о хорошем и плохом дизайне?
Д.М. Я к этому вообще спокойно отношусь. Одному нравится одно, другому другое. Мне главное, чтобы меня зацепило. Зацепило, значит, хороший. Но когда плохой — это сразу видно.
А есть у каждого из вас проект мечты?
Д. М. Построить экоотель точно таким, каким я его себе представляю.
В. П. Осуществить передвижение в пространстве и времени! Если я это сделаю, то как транспортник буду счастлив. Но глобально оставить след в истории — смысла не вижу, мы все — просто этап в коротком отрезке времени между динозаврами и инопланетянами.
Невеселый финал получается.
В. П. Если мне удастся осуществить проект телепортации — будет очень весело, обещаю!