В мастерской у Дениса Милованова — грохот, пыль, стружка, на стене — плакаты из серии «Мастер, береги пальцы! Это лучшие десять элементов твоего тела». Среди инструментов — неподъемная бензопила. В руках Дениса она превращается в легкий «карандаш», которым он виртуозно «штрихует» поверхность гигантской колонны-тотема для одного очень известного декоратора.

В бункере у Владимира Пирожкова — полная противоположность. Белоснежное стерильное пространство площадью 3500 кв. метров увенчано стеклянной пирамидой а-ля Лувр, выходящей во двор НИТУ МИСиС. Всюду — изолированные стеклянные боксы, внутри — огромные 3D-принтеры, на которых печатают абсолютно все, от дронов до человеческих суставов из титана. Последнее, к слову, настоящее произведение ювелирного искусства!

CRAFT

Craft vs Digital: интервью с Денисом Миловановым и Владимиром Пирожковым (фото 2)
Дизайнер Денис Милованов.
Фото
АЛЕКСЕЙ ДУНАЕВ

ФАКТЫ

  • Денис Милованов родился в 1975 году в Москве.
  • Профессиональный столяр-краснодеревщик в работах воспевает эстетику Русского Севера. «Бензопилы, стамески — вот весь мой нехитрый арсенал, — говорит он. — Древесину везу с Северного Кавказа. Лесники присылают фото упавших деревьев в труднодоступных местах, где, кроме меня, это никому не нужно».
  • Первую коллекцию мебели создал в 2011 году, а с 2016 года регулярно выставляется на Maison & Objet, PAD Paris и Design Miami/Basel.
  • В 2017 году стал обладателем премии ELLE DECORATION «Дизайнер года».
  • В Европе Дениса Милованова представляет парижская галерея Armel Soyer.
  • www.denismilovanovofficial. com, www.sohaconcept.com, @denmilovanov

DIGITAL

Craft vs Digital: интервью с Денисом Миловановым и Владимиром Пирожковым (фото 6)
Дизайнер Владимир Пирожков.
Фото
АЛЕКСЕЙ ДУНАЕВ

ФАКТЫ

  • Владимир Пирожков родился в Кишиневе в 1968 году, вырос в Тольятти.
  • Учился в Свердловском архитектурном институте по специальности «промышленный дизайн».
  • В 1989 году уехал на стажировку в Швейцарию, начал чуть ли не с полировки машин, а затем выиграл грант на обучение в ArtCenter College of Design.
  • С 1994 по 2006 год занимал ключевые посты в Citroën и Toyota, в том числе руководил направлением Advanced Design (создание объектов с перспективой на 50 лет вперед).
  • В 2007 году вернулся в Россию по приглашению Германа Грефа.
  • Сейчас руководит созданным им Инжиниринговым центром прототипирования высокой сложности «Кинетика» НИТУ

МИСиС, где, в частности, был разработан космический корабль «Федерация». www.kinetica.center

Craft vs Digital: интервью с Денисом Миловановым и Владимиром Пирожковым (фото 8)
Фото
Алексей Дунаев

ELLE DECORATION Сложно найти двух более разных людей, занимающихся общим делом — дизайном...

ВЛАДИМИР ПИРОЖКОВ Почему разных? Я сам аналоговый, думаю с карандашом в руке и только потом перевожу в цифру. И вот то, что Денис делает руками, я очень хорошо чувствую. Это все (обводит руками свою лабораторию) — аэромобили и прочие космические станции — развивается очень быстро, скоро придет в каждый дом, как смартфон. Денис тоже создает будущее, только другое — более эксклюзивное.

ДЕНИС МИЛОВАНОВ Мне пока сложно что-то ответить. Я нахожусь под большим впечатлением от вашей лаборатории. Не думал, что такое есть в России.

Может ли каждый из вас назвать самую высокотехнологичную вещь, когда-либо им созданную?

Д. М. Не знаю, что в моем случае называть высокими технологиями, но однажды я сделал столик (сейчас он у клиента в Европе), который до сих пор не могу повторить, сколько ни бьюсь. Для кого-то он такой же, как остальные мои объекты, но для меня это теперь недосягаемая высота. А сделал я его тогда за пару часов, раз — резанул, и все.

В. П. Это искусство!

Владимир, а ваше достижение?

В.П. У нас, наверное, это прибор для чтения и передачи мыслей на расстоянии. Мы разработали его совместно с компанией «Нейротренд», а сейчас он уже используется в центре для реабилитации людей после инсульта, для многих это единственная возможность общаться с родными и врачами.

Рядом с этим прибором в вашей лаборатории стоит костюм киберсолдата. Получается, в современных технологиях добро и зло идут рука об руку?

В. П. Понимаете, какая штука: если вы можете добро делать, то и зло можете. Это все неоднозначные вещи. Тот же прибор для передачи мыслей можно использовать для облегчения жизни больных, а можно — для организации войска роботов, которые будут общаться между собой. А интернет, без которого сегодня нельзя представить жизнь человека? Мало кто помнит, но он был создан на базе военной лаборатории DARPA при Пентагоне.

Craft vs Digital: интервью с Денисом Миловановым и Владимиром Пирожковым (фото 11)
Дизайнер Владимир Пирожков.
Фото
АЛЕКСЕЙ ДУНАЕВ

Каков максимальный срок службы вещей, которые вы создаете?

В. П. Здесь я с ходу проиграю Денису. Мои максимум лет на сто рассчитаны.

Д.М. Я точно не скажу, буду скромно (смеется).

Какой самой высокотехнологичной вещью вы пользуетесь в обычной жизни дома? Айфон не называть.

В. П. Хм, айфон — правильный ответ… Тогда так: это вещь не из области электроники. Если честно, мне кажется, что человеческий организм сам по себе очень высокотехнологичное изделие. Я даже уверен в этом. Мы все — изделия!

Божественные?

В. П. Называйте как угодно. Я думаю, что инопланетные. Но ситуация такая: мы те же машины, просто биохимические. У нас есть сердце — мотор, который в случае износа легко заменить на новый, как в автосервисе. Сейчас уже начинается 3D-печать сердец и артерий. В нас встроен очень крутой компьютер. Но не настолько крутой, чтобы его нельзя было сделать лучше. И это главная проблема. Я думаю, к 2050 году появится изделие лучше, чем человек.

Д.М. И это, по вашему мнению, будет физическое существо? Не искусственный интеллект?

В. П. Это будет частично искусственный интеллект — люди, подключенные к общему разуму. Сильно улучшенная версия нас. И, к сожалению или к счастью, эта версия причислит себя к другому антропологическому виду и займет более высокий уровень в пищевой цепочке. И будет решать — нужен ли ей остальной шлак в виде человечества.

«Человек — та же машина, который в ближайшие годы предстоит сделать апгрейд, чтобы выжить»

То есть, возвращаясь к вопросу, самая технологичная вещь в вашем доме — это вы?

В. П. Или моя трехлетняя дочь! Она лучше меня. У нее на сто лет ресурса.

Денис, а у вас как с высокими технологиями дома?

Д.М. Я живу в своей гармонии, в своем мире, прокручиваю кучу идей в голове — это мой лучший компьютер.

Я знаю, что вы собирались строить супер-экоотель в глуши. Можете приоткрыть детали проекта?

Д.М. У меня была идея, надеюсь, когда-нибудь подойти к ней вплотную, создать нишевый, «антилакшери» экоотель, где человек сможет побыть наедине с собой. Там не будет ни электричества, ничего… Только природа и мощный русский дизайн, каким я его вижу.

Craft vs Digital: интервью с Денисом Миловановым и Владимиром Пирожковым (фото 16)
Дизайнер Денис Милованов.
Фото
АЛЕКСЕЙ ДУНАЕВ

В. П. Очень круто! Я думаю, это будет востребовано богатыми людьми, сейчас идет огромный запрос на цифровой детокс и возможность на время отключиться от всего мира. Мы в свою очередь проектируем железнодорожные вагоны нового типа, где вместо привычных купе с «бабушками и курочками» будут суперсовременные капсулы с насыщенной кислородом атмосферой, которая обеспечивает новое качество сна. Аналоги уже есть. В больших моллах в Дубае стоят капсулы, которые массируют вас в тех местах, где считывают напряжение, и одновременно дают мощный поток кислорода — вы спите пятнадцать минут, в течение которых успеваете полностью восстановиться.

Мне срочно такую домой надо!

В. П. Очень скоро все это будет доступно. Технологии развиваются стремительно. И будет настоящий взрыв!

Владимир, а для себя вы какой вид отдыха предпочтете — в кислородной капсуле или в отеле без света, который мечтает построить Денис?

В.П. У меня дача такая в точности! (Смеется.) Электричество там, конечно, есть, но в остальном все очень аналоговое — топор, дрова, камин.

Вы любите там бывать? Вам важно периодически «заземляться»?

В. П. Конечно! Это лучший способ восстановиться. Напичканные техникой интерьеры хороши только в тех случаях, когда у тебя нет времени и, я бы сказал, нет счастья. Когда нужно, чтобы все за тебя сделали: кофе налили и омлет на тарелку шлепнули. Но качественно и неспешно приготовить его самому — это свой кайф человеческий.

«3D-принтер предсказуем, а я нет. Буквально одна другая тень, и весь процесс пойдет иначе»

Денис, а вы только в условной «экоземлянке» чувствуете себя комфортно? Небоскребы — совсем не ваше?

Д.М. Я люблю современную архитектуру, стекло, карбон. Просто работаю в другом стиле — это то, что я лучше умею делать. И в путешествиях предпочитаю снимать аутентичные квартиры, это помогает понять дух места.

В.П. В отпуске я тоже отдаю предпочтение рустикальным домам. Но однажды мы с женой пережили экстремальную ночь в небоскребе в Токио. Мы сняли номер общей площадью 4 кв. м. Его практически целиком занимала кровать, даже чемоданы поставить некуда! Плюс одноместная «санитарная капсула»: душ, слив, незапотевающие зеркала, какое-то специальное освещение с ультрафиолетовыми лучами, которые вас обеззараживают и обеспечивают моментальное высыхание — как в автомойке. Но самое странное — окно. В какой-то момент меня осенило — сейчас же вечер, а за окном солнце? Отдергиваю штору — а окна нет, это просто светильник, чтобы клаустрофобии не было. В ту ночь еще случилось землетрясение, нас покачало, но все обошлось. Тоже такой вариант будущего.

Craft vs Digital: интервью с Денисом Миловановым и Владимиром Пирожковым (фото 20)
Денис Милованов, Полина Чесова, Владимир Пирожков.

Денис, что принципиально нового произошло в производстве деревянной мебели за последние 50 лет?

Д. М. Знаете, я не отслеживаю. Мой источник вдохновения — музеи, антикварные рынки, там я ищу новые для себя технологии.

Владимир, а ваше производство что изменило за последние 50 лет?

В. П. Интернет и смартфоны! Возможность беспрерывного доступа к огромному массиву данных сильно изменило процессы и скорость работы.

Как думаете, вас со временем сможет заменить искусственный интеллект?

В. П. Меня точно совершенно. Да.

А вас, Денис, сможет заменить 3D-принтер?

Д. М. Ну нет, вряд ли.

В чем разница — вырезан шкаф на принтере или вами?

Д. М. Принтер предсказуем, а я нет. Буквально одна другая тень, и весь процесс иначе пойдет. Хотя мы не знаем точно, каким он будет — этот искусственный интеллект.

В. П. Это будет самообучающаяся машина сильно круче человека. И логика процессов, которую мы сейчас считаем правильной, совсем не обязательно будет такой.

«Я думаю, к 2050 году появится изделие более совершенное, чем человек»

Что для вас важнее — функция или дизайн? Владимир, в вашем случае — важно ли роботу быть красивым?

В. П. Глобально нет. Но коллаборативных роботов — тех, которые работают с человеком, стараются делать красивыми. Но это опять же на вкус и цвет.

В чем же тогда отличие хорошего дизайна от плохого?

В. П. Хороший дизайн должен быть желанен. По большому счету, это пользовательский интерфейс. Если он вызывает желание — да, он хорош.

Денис, что думаете о хорошем и плохом дизайне?

Д.М. Я к этому вообще спокойно отношусь. Одному нравится одно, другому другое. Мне главное, чтобы меня зацепило. Зацепило, значит, хороший. Но когда плохой — это сразу видно.

А есть у каждого из вас проект мечты?

Д. М. Построить экоотель точно таким, каким я его себе представляю.

В. П. Осуществить передвижение в пространстве и времени! Если я это сделаю, то как транспортник буду счастлив. Но глобально оставить след в истории — смысла не вижу, мы все — просто этап в коротком отрезке времени между динозаврами и инопланетянами.

Невеселый финал получается.

В. П. Если мне удастся осуществить проект телепортации — будет очень весело, обещаю!