Факты
- Йозеф Франк (Joseph Frank) родился в 1885 году в Вене, умер в 1967 году в Стокгольме.
- 1908: получил дип-лом архитектора.
- 1919–1931: строил дома для рабочих.
- 1930: вместе с Оскаром Влахом создал знаменитую виллу Beer.
- 1934: начал сотрудничать со шведской маркой Svenskt Tenn.
- 1952: кавалер золотой медали шведского короля за достижения в литературе и искусстве.
- 1965: лауреат Большой госпремии Австрии по архитектуре.
Архитектор Йозеф Франк (Joseph Frank) родился в 1885 году в Вене в зажиточной еврейской семье. В начале XX века этот город был центром новейших течений в искусстве, архитектуре и философии. Не поддаться духу творческой свободы было невозможно. Но, выбрав свою профессию, он не соблазняется богемностью вальсирующей столицы, а идет своим путем. Окончив в 1908 году Высшую техническую школу в Вене, он защищает диссертацию по архитектуре итальянского Ренессанса. Ему не было и 35 лет, когда его пригласили читать лекции в венскую Высшую школу прикладных искусств.
К тому моменту архитектор уже успел открыть свое бюро, построить несколько частных зданий в Вене и отслужить в армии во время Первой мировой войны. В 1919 году, когда Франк стал преподавать, начинался интереснейший этап в истории венского градостроительства. Столицу Австрии в те годы называли Красной Веной: городской парламент возглавили социал-демократы и бросились решать жилищный вопрос. Выяснилось, что жилищный фонд столицы бывшей империи, над которой никогда не заходило солнце, пребывал в кризисном состоянии. Подсчитали, что в городе на тот момент было 400 тысяч квартир в одну-две комнаты, с маленькими окнами, выходившими во дворы-колодцы, часто без водопровода, канализации и электричества.
Благодаря усилиям «красных» парламентариев в Вене были построены уникальные жилые комплексы, в которых лучшие архитекторы использовали принципы так называемого «Нового строительства». Квартиры имели эргономичную планировку, функциональные кухни, большие окна. Комплексы возводились как единый архитектурный ансамбль, обычно охватывающий целый квартал. Здания украшали майолики, аллегорические скульптуры и фрески, посвященные людям труда.
Это были своего рода модели городов будущего, предназначенных для жизни в обществе со справедливым социальным устройством. Сегодня эти микрорайоны для рабочих объявлены памятниками архитектуры. Франк участвовал в создании нескольких таких микрорайонов, но его проекты, в отличие от других, не обладали монументальной экспрессией и пафосом. Здания были лаконичны, без декора, имели простые объемы с ясным ритмом окон и гладкими фасадами. В Вене можно увидеть одно из них — Leopoldine-Glöckel-Hof. Его секции окрашены в разные пастельные тона, поэтому венцы прозвали дом «радужным и акварельным».
Чтобы оценить изящество стиля Франка, надо взглянуть на стоящий на другой стороне шоссе Гюртель монументальный жилой комплекс для рабочих Reumannhof, — похожий на крепость, с многочисленными арками, колоннами и украшенным керамикой парадным фасадом.
Франк, хотя и проектировал многоквартирные дома, не был сторонником такой формы жилья. Он пропагандировал более соразмерные человеку поселки таунхаусов. В 1919 году он построил в предместье Вены рабочую деревню Ortmann: улицы белых модернистских двухэтажных домов с балконами, террасой на крыше, собственным садом. В центре поселка находились школа, библиотека, спорт-зал и клуб. К сожалению, до наших дней поселок не дожил. У Франка были свои представления о том, что делает человека счастливым, и они шли вразрез с идеями «Баухауза», Ле Корбюзье и других функционалистов. Не дом-машина, стандартизация и индустриализация, упрощающая быт, не просчитанные по науке жилищные единицы, а комфортная, ориентированная на человека архитектура.
Современная немецкая архитектура — практичная и интригующая, но в ней нет жизни»
Франк не понимал, как можно делать одинаковый для всех дизайн, — ведь все люди разные, и каждый человек — вещь в себе. В 1931 году он писал: «Современная немецкая архитектура — функциональная, практичная, зачастую даже интригующая, но в ней нет жизни».
В 1925 году Франк и его коллега Оскар Влах основали дизайн-бюро «Дом и Сад», где проектировали частные дома, интерьеры и мебель. Франк придавал огромное значение созданию индивидуальной среды обитания — комфортной, яркой, эмоциональной, красивой. Он мог «собрать» изысканный интерьер из антикварных вещей и ковров, дополнив его лишь несколькими сделанными на заказ предметами. Уже тогда занялся дизайном тканей — много позже это станет его основным доходом. Но пока он в первую очередь знаменитый архитектор. В 1929–1930-х годах Франк и Влах создали свой звездный проект — виллу для фабриканта Беера в Вене, на улице Венцгассе, 12. Она считается эталоном венской частной архитектуры конца 1920-х годов. «Хорошо спроектированный дом похож на прекрасные старинные города, где легко ориентируется даже чужестранец, ни у кого не спрашивая дорогу, находит и ратушу, и рыночную площадь», — писал Франк в своем манифесте. Эти идеи воплотились в доме Беера.
Белое трехэтажное здание с плоской крышей открыто в сторону сада. Изящно меблированные комнаты переходят одна в другую, чередуются, символизируя смену настроений человека, и приводят к доминанте — просторной гостиной. В 1932 году публике был представлен еще один проект, выполненный под руководством Франка.
На юго-западе Вены был построен образцовый поселок. Около 70 архитекторов спроектировали таунхаусы, окруженные садами. Дома строились как образцы, по которым в дальнейшем планировалось возводить поселки трудящихся. В этих проектах ведущие архитекторы-модернисты Австрии и Германии выразили свои представления об идеальном семейном жилище: недорогом, небольшом и при этом комфортном. Сам Франк построил дом № 12, который стоит и поныне по адресу Войновичгассе, 32. До наших дней дожили 64 дома, и сегодня по поселку водят экскурсии.
После прихода к власти в Германии нацистов неспокойно стало и в Австрии, и Франк в 1934 году эмигрирует в Швецию, на родину жены. В 49 лет ему предстояло начинать жизнь с чистого листа, ведь в Швеции его мало кто знал. Но ему повезло: основательница очень известной мебельной марки Svenskt Tenn Эстрид Эриксон пригласила его к сотрудничеству. Все, что создавал Франк следующие двадцать лет, он делал для этой компании: изящную мебель, навеянную классическими и восточными традициями; фантазийные ткани с завораживающими орнаментами, реальными и выдуманными экзотическими растениями и животными.
Франк работал без устали: в архивах Svenskt Tenn осталось 160 эскизов тканей, 40 из которых сейчас в производстве, и 2000 эскизов мебели (70 предметов производится до сих пор). На Всемирных выставках в Париже в 1937 году и в Нью-Йорке в 1939-м интерьеры, созданные Франком, стали называть «шведским вариантом модернизма». В 1941 году, когда нацисты подступили к Швеции, Франк уезжает в США. В 1944 году Эстрид Эриксон получает от него подарок на свое 50-летие — посылку с 50 эскизами тканей, полных ничуть не менее радостных и волшебных образов.
После войны, когда Франк вернулся в Швецию, вспомнили о нем и на родине. В 1965 году, за два года до смерти, даже наградили австрийской Госпремией по архитектуре, но Франк не поехал ее получать, сославшись на плохое здоровье. В Стокгольме есть площадь его имени, а последняя ретроспективная выставка проходила в Вене несколько лет назад. Одна шведская журналистка назвала Франка «лучшим подарком Гитлера Швеции», и с этим трудно не согласиться.