Когда в 1988 году знаменитый коллекционер и миллионер барон фон Тиссен-Борнемиса продал свое английское имение «Дейлсфорд», новый владелец в ужасе обнаружил, что «старинные» настенные панели из драгоценной кордовской кожи, украшавшие парадный зал, оказались прессованным и раскрашенным под золоченую кожу картоном. Декоратором «Дейлсфорда» был Ренцо Монжардино (Renzo Mongiardino).

Ренцо Монжардино в гостиной своего дома в Милане.
Ренцо Монжардино в гостиной своего дома в Милане.
Фото
Simon Upton/The interior archive

На его счету также резиденции Ротшильдов, Версаче, Онассиса и многих других аристократов и миллионеров. И нигде он не скупился на подобные спецэффекты: они были частью его творческой манеры. У Монжардинo имелась целая команда искусных мастеров, которые умели все: фанеру они могли расписать под старинную марокканскую плитку, деревянный пол — под мраморный, а бумажные обои превратить в ренессансные буазери тончайшей резьбы.

Холл квартиры Донателлы Версаче в Милане. Ренцо оформил первый этаж апартаментов, а спустя 20 лет, когда Донателла присоединила к ним квартиру этажом выше, работу продолжили его ученики.
Холл квартиры Донателлы Версаче в Милане. Ренцо оформил первый этаж апартаментов, а спустя 20 лет, когда Донателла присоединила к ним квартиру этажом выше, работу продолжили его ученики.
Фото
Renzo Mongiardino

«Потертый веками» бархат на диванах и креслах затирали вручную и затем раскрашивали обычными канцелярскими кисточками. Изысканные барочные рельефы, карнизы и колонны делали из пластика. Заказчикам нравилось. Всем, без исключения! Заказы от именитых особ сыпались на Ренцо как из рога изобилия. Эти трюки и обманки были частью целого, а целое представляло собой сказочную, немного театральную, полную волшебства иллюзию, создать которую мог только Монжардино.

Один из проектов Ренцо — кабинет в нью-йорской квартире с росписями, на которых изображены дворцы эпохи Возрождения на фоне небоскребов.
Один из проектов Ренцо — кабинет в нью-йорской квартире с росписями, на которых изображены дворцы эпохи Возрождения на фоне небоскребов.
Фото
Massimo Listri

Ни до, ни после него никому не удавалось сделать это настолько мастерски. Только он умел добиться в интереьере ощущения, что волшебство где-то рядом и вот-вот произойдет. Американский декоратор Марк Хэмптон называл Монжардино алхимиком, манипулирующим эмоциями и превращающим заурядные материалы в бесценные.

Декоратор миллионеров вырос в обеспеченной семье. Родители прочили ему карьеру юриста.
alt
Дом, построенный архитектором Алессандро Антонелли в Турине (1840), прозванный «Куском поленты» за то, что в плане он выглядит как остроугольный треугольник. На эскизе Ренцо Монжардино — дом в разрезе с отделкой всех этажей.

«В оформленных им комнатах иногда чувствуешь себя немного не в своей тарелке — словно ты зритель, случайно оказавшийся в самом центре декораций, в которых вот-вот разыграется сцена из Пуччини или Верди», — писал Хэмптон в своей книге «Легендарные декораторы». Монжардино действительно много занимался оформлением оперных и драматических постановок в лучших театрах мира — «Ковент-Гарден», «Ла Скала», «Ла Фениче» и «Комеди Франсез».

Но начиналось все гораздо раньше — по признанию самого Ренцо, еще в детстве. Будущий декоратор миллионеров рос в очень богатой семье. Его отец нажил состояние, занимаясь продвижением в Италии цветного телевидения. Мать происходила из знатного генуэзского рода. Когда Ренцо было двенадцать лет, семья купила в Генуе палаццо XVIII века.

Фрагмент столовой в Нью-Йорке, украшенной фресками с лесным пейзажем. Идею комнаты-сада Монжардино позаимствовал у древних римлян: подобные росписи часто встречаются в Помпеях.
Фрагмент столовой в Нью-Йорке, украшенной фресками с лесным пейзажем. Идею комнаты-сада Монжардино позаимствовал у древних римлян: подобные росписи часто встречаются в Помпеях.
Фото
Fiorenzo Cattaneo

Он на всю жизнь запомнил, как мать, стоя на пороге огромного темного холла, задумчиво обронила: «Какая красивая пустота... Нам будет сложно ее меблировать». И как потом принесли канделябры, и холл предстал в их мерцающем свете еще более прекрасным и таинственным.

Эскиз оформления комнаты, где хранились редкие гобелены XVIII века. Дамаст, которым обиты стены, гармонирует с ними по цвету.
Эскиз оформления комнаты, где хранились редкие гобелены XVIII века. Дамаст, которым обиты стены, гармонирует с ними по цвету.
Фото
Carla de Benedetti

В своих мемуарах Ренцо Монжардино признавался, что это детское впечатление определило его выбор профессии: «Моя любовь к архитектуре, видимо, родилась в том зале. Тогда я понял, что вся наша жизнь протекает внутри какого-то пространства и это и есть архитектура. Когда вы в лесу, этот лес — ваша архитектура, и свет, который падает сквозь листву, — тот же самый, которым сияли канделябры в моем детстве».

Монжардино был главным художником фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли (1968). Роль Джульетты исполнила15- летняя Оливия Хасси.
Монжардино был главным художником фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли (1968). Роль Джульетты исполнила15- летняя Оливия Хасси.
Фото
Everett/all over press

Провалив экзамены на юрфаке (родители мечтали, чтобы сын стал адвокатом), Монжардино уехал закончил миланский Политех (в том же году там получил диплом Джо Понти). Веяния модернизма, эксперименты с пластиком и гнутой клееной древесиной, новомодные легкие металлические конструкции и даже уходящий в прошлое стиль ар-деко оставили его равнодушным.

Спальня в мансарде, стилизованная под оранжерею. Росписи-обманки с изображением растительности — один из любимых приемов Монжардино.
Спальня в мансарде, стилизованная под оранжерею. Росписи-обманки с изображением растительности — один из любимых приемов Монжардино.
Фото
Romolo Paganelli

Закалку, полученную в детстве, было не одолеть. Монжардино искал убежища от современности в импровизированных мирах прошлого, в барочных и ренессансных декорациях. Первым успешным проектом Ренцо был дом его сестры, который он оформил в начале 1950-х. Славу же принесли театральные декорации и сотрудничество с великим итальянским режиссером Франко Дзеффирелли.

Для этой «комнаты-руины» Монжардино придумал скульптурный камин — вариацию на тему «Головы Орка» из «Парка чудовищ»* в Бомарцо. В 2008 году Филипп Старк воспроизвел этот камин в московском бутике Baccarat.
Для этой «комнаты-руины» Монжардино придумал скульптурный камин — вариацию на тему «Головы Орка» из «Парка чудовищ»* в Бомарцо. В 2008 году Филипп Старк воспроизвел этот камин в московском бутике Baccarat.
Фото
Fritz von der Schulenburg/the interior archive

В 1962 году Мария Каллас блистала в поставленной лондонским «Ковент-Гарденом» «Тоске» в декорациях Монжардино. Он был главным художником фильмов Дзеффирелли «Укрощение строптивой» (1967), «Ромео и Джульетта» (1968), «Брат Солнце, сестра Луна» (1972) и дважды номинировался на «Оскар».

Фрагменты отделки собственного дома Монжардино.
Фрагменты отделки собственного дома Монжардино.
Фото
Massimo Listri

Ренцо не питал пристрастия к отдельным предметам мебели или материалам. (Марк Хэмптон вспоминал, например, как во время работы над миланским палаццо Джанни Версаче декоратор по-свойски, словно с фанерной табуреткой, обращался с комодом ценой в 2 000 000 долларов, некогда принадлежавшим дочери Людовика XV.)

Фрагменты отделки собственного дома Монжардино.
Фрагменты отделки собственного дома Монжардино.
Фото
Massimo Listri

Общее настроение и эффекты были для него важнее. Ренцо Монжардино говорил: «Я творец атмосферы, сценограф, архитектор, но не декоратор». Проживший 81 год, он продолжал работать до самого конца.

Ванная комната в башенке французского замка. Доходящие до потолка зеркала Ренцо украсил иллюзионистическими росписями с изображением листвы.
Ванная комната в башенке французского замка. Доходящие до потолка зеркала Ренцо украсил иллюзионистическими росписями с изображением листвы.
Фото
Massimo Listri

Последним проектом Монжардино должен был стать новый театр «Ла Фениче» в Венеции — на месте старого, полностью сгоревшего в 1996 году. Но реализовать его создателю великих иллюзий было уже не суждено.

Я — творец атмосферы, сценограф, архитектор, но не декоратор».
Монжардино не боялся неожиданных сочетаний: медный самовар отлично смотрится на фоне буазери.
Монжардино не боялся неожиданных сочетаний: медный самовар отлично смотрится на фоне буазери.
Фото
Massimo Listri

Факты

  • Лоренцо (Ренцо) Монжардино родился в 1916 году в Генуе в семье театрального импресарио. В 1936 году переехал в Милан.
  • Окончил Миланский политехнический институт по специальности «Архитектура».
  • Декорировал дома барона Ги де Ротшильда, модельеров Джанни Версаче и Валентино Гаравани, миллиардера Аристотеля Онассиса.
  • Дважды номинировался на «Оскар» как главный художник фильмов Франко Дзеффирелли.
  • Умер в своем доме в Милане в 1998 году в окружении внуков и правнуков.