На счету Джино Сарфатти более 700 моделей напольных и настольных ламп, люстр, бра и других, как он сам выражался, «светящихся штучек». Он упорно и плодотворно работал с середины 1930-х годов до начала 1970-х и сделал свою компанию Arteluce флагманом итальянского светового дизайна. Однако, несмотря на то что его объекты производятся по сей день, имя Сарфатти несколько подзабыто соотечественниками. Возможно, дело в том, что последние десять лет жизни он провел, уединившись в домике на озере Комо, предаваясь еще одной своей страсти — филателии. А возможно, Джино просто не вписывался в итальянский дизайнерский ландшафт.
В отличие от других дизайнеров Сарфатти вникал в детали производства на всех его этапах.
Заниматься проектированием светильников Сарфатти стал совершенно случайно. В юности он мечтал о карьере авиаконструктора. Планы изменились, когда бизнес его отца прогорел и семья перебралась из Венеции в Милан. Джино бросил университет и стал работать продавцом в посудной лавке. Первый свой светильник он соорудил из старой вазы, деталей кофемашины и... чистого упрямства. Все началось с шутливого пари: друг семьи заявил, что весь этот хлам никогда не пригодится в хозяйстве, а юноша пообещал доказать обратное. Процесс показался Джино таким захватывающим, что уже через год он открыл свою мастерскую. Вывеска гласила: «Джино Сарфатти — рациональный свет». Сарфатти с самого начала отказался от обычной для того времени практики, когда дизайнеры передавали на фабрику эскизы и появлялись там снова только для того, чтобы взглянуть на прототип.
Он проходил со своими рабочими все стадии процесса и вникал в каждую деталь со страстью неофита. Такой подход позволил Сарфатти собрать вокруг себя лучших поставщиков и производителей, ведь с каждым он говорил на их языке, демонстрируя глубокое знание предмета.
В 1939 году, прямо перед началом войны, Сарфатти основал в Милане компанию Arteluce. Когда город стали бомбить, производство пришлось перевести в Брианцу. Сам же Сарфатти уехал еще дальше — еврейское происхождение заставило его искать убежища в Швейцарии. Вернуться к работе он смог лишь после падения Муссолини.
Задачи он ставил перед собой сугубо утилитарные: как сделать лампу, которая могла бы светить и вверх, и вниз, как наладить противовес, чтобы движения были плавными, а точки остановки четко фиксировались. Его рациональный ум не признавал «литературных» уловок, к которым прибегали собратья по цеху: он отказывался давать своим творениям имена, ограничиваясь порядковыми номерами. Единственное исключение — гигантская люстра «Облако», созданная из тысяч плексигласовых трубок для туринского Teatro Regio.
Факты
На недавней выставке в миланском Триеннале было хорошо видно, как эволюционировал с годами стиль Сарфатти, как оттачивались лаконичные формы и как четко работал принцип «функция определяет форму». Он и соратников выбирал себе под стать: на Arteluce в 1960-х работали такие убежденные адепты минимализма, как Франко Альбини, Чини Боери и Массимо Виньелли. Но Джино никогда, до самой продажи компании дизайнерскому гиганту Flos в 1974 году, не ослаблял контроля за фирмой.
Сарфатти принципиально не давал своим объектам названий, ограничиваясь номерами моделей.
«Если хотите понять, откуда «растут ноги» у минимализма, посмотрите на торшеры Сарфатти середины 1950-х», — говорит Дидье Кжентовский, владелец парижской галереи Kreo. Он собрал огромную коллекцию творений дизайнера и буквально оторвал ее от сердца по просьбе владельцев Flos. Она понадобилась компании для проекта RE-lighting, приуроченного к столетию Сарфатти. Flos перевыпустила более двадцати его знаковых моделей, заменив старые лампы накаливания на современные LED-светильники. «Иногда это оказывалось невероятно сложно технологически, — рассказывает директор компании и один из самых влиятельных людей в мире дизайна Пьеро Гандини, — но дело того стоило». Коллекция имела огромный успех и была раскуплена еще до официального представления на Миланском салоне. Сам Сарфатти наверняка одобрил бы такой подход — он вечно охотился за самыми последними техническими новинками в индустрии света. Объекты Джино Сарфатти, переизданные Flos, можно приобрести в салоне «Светильники» на Малой Ордынке, 39.