Джино Сарфатти.
Джино Сарфатти.

На счету Джино Сарфатти более 700 моделей напольных и настольных ламп, люстр, бра и других, как он сам выражался, «светящихся штучек». Он упорно и плодотворно работал с середины 1930-х годов до начала 1970-х и сделал свою компанию Arteluce флагманом итальянского светового дизайна. Однако, несмотря на то что его объекты производятся по сей день, имя Сарфатти несколько подзабыто соотечественниками. Возможно, дело в том, что последние десять лет жизни он провел, уединившись в домике на озере Комо, предаваясь еще одной своей страсти — филателии. А возможно, Джино просто не вписывался в итальянский дизайнерский ландшафт.

В отличие от других дизайнеров Сарфатти вникал в детали производства на всех его этапах.

Заниматься проектированием светильников Сарфатти стал совершенно случайно. В юности он мечтал о карьере авиаконструктора. Планы изменились, когда бизнес его отца прогорел и семья перебралась из Венеции в Милан. Джино бросил университет и стал работать продавцом в посудной лавке. Первый свой светильник он соорудил из старой вазы, деталей кофемашины и... чистого упрямства. Все началось с шутливого пари: друг семьи заявил, что весь этот хлам никогда не пригодится в хозяйстве, а юноша пообещал доказать обратное. Процесс показался Джино таким захватывающим, что уже через год он открыл свою мастерскую. Вывеска гласила: «Джино Сарфатти — рациональный свет». Сарфатти с самого начала отказался от обычной для того времени практики, когда дизайнеры передавали на фабрику эскизы и появлялись там снова только для того, чтобы взглянуть на прототип.

Зал Teatro Regio в Турине с люстрой «Облако», 1972 год.
Зал Teatro Regio в Турине с люстрой «Облако», 1972 год.
Миланский магазин Arteluce на виа Маттеотти, оформленный Марко Дзанузо, 1953 год.
Миланский магазин Arteluce на виа Маттеотти, оформленный Марко Дзанузо, 1953 год.

Он проходил со своими рабочими все стадии процесса и вникал в каждую деталь со страстью неофита. Такой подход позволил Сарфатти собрать вокруг себя лучших поставщиков и производителей, ведь с каждым он говорил на их языке, демонстрируя глубокое знание предмета.

В 1939 году, прямо перед началом войны, Сарфатти основал в Милане компанию Arteluce. Когда город стали бомбить, производство пришлось перевести в Брианцу. Сам же Сарфатти уехал еще дальше — еврейское происхождение заставило его искать убежища в Швейцарии. Вернуться к работе он смог лишь после падения Муссолини.

Шоу-рум Arteluce на виа делла Спига в Милане, архитектор Витториано Вигано, 1972 год
Шоу-рум Arteluce на виа делла Спига в Милане, архитектор Витториано Вигано, 1972 год

Задачи он ставил перед собой сугубо утилитарные: как сделать лампу, которая могла бы светить и вверх, и вниз, как наладить противовес, чтобы движения были плавными, а точки остановки четко фиксировались. Его рациональный ум не признавал «литературных» уловок, к которым прибегали собратья по цеху: он отказывался давать своим творениям имена, ограничиваясь порядковыми номерами. Единственное исключение — гигантская люстра «Облако», созданная из тысяч плексигласовых трубок для туринского Teatro Regio.

Факты

Настольная лампа 594, Arteluce, 1962 год, галерея Christine Diegoni. Торшер 1095, переиздание оригинала 1962 года, Flos.
Настольная лампа 594, Arteluce, 1962 год, галерея Christine Diegoni. Торшер 1095, переиздание оригинала 1962 года, Flos.

На недавней выставке в миланском Триеннале было хорошо видно, как эволюционировал с годами стиль Сарфатти, как оттачивались лаконичные формы и как четко работал принцип «функция определяет форму». Он и соратников выбирал себе под стать: на Arteluce в 1960-х работали такие убежденные адепты минимализма, как Франко Альбини, Чини Боери и Массимо Виньелли. Но Джино никогда, до самой продажи компании дизайнерскому гиганту Flos в 1974 году, не ослаблял контроля за фирмой.

Сарфатти принципиально не давал своим объектам названий, ограничиваясь номерами моделей.

«Если хотите понять, откуда «растут ноги» у минимализма, посмотрите на торшеры Сарфатти середины 1950-х», — говорит Дидье Кжентовский, владелец парижской галереи Kreo. Он собрал огромную коллекцию творений дизайнера и буквально оторвал ее от сердца по просьбе владельцев Flos. Она понадобилась компании для проекта RE-lighting, приуроченного к столетию Сарфатти. Flos перевыпустила более двадцати его знаковых моделей, заменив старые лампы накаливания на современные LED-светильники. «Иногда это оказывалось невероятно сложно технологически, — рассказывает директор компании и один из самых влиятельных людей в мире дизайна Пьеро Гандини, — но дело того стоило». Коллекция имела огромный успех и была раскуплена еще до официального представления на Миланском салоне. Сам Сарфатти наверняка одобрил бы такой подход — он вечно охотился за самыми последними техническими новинками в индустрии света. Объекты Джино Сарфатти, переизданные Flos, можно приобрести в салоне «Светильники» на Малой Ордынке, 39.

Люстра 2095, Arteluce,1958 год, из коллекции Клеманс и Дидье Кжентовских, галерея Kreo. Настольная лампа 548 с абажуром-отражателем и поворачивающимся источником света, переиздание оригинала 1951 года, Flos. Потолочный светильник, модель 2098, Arteluce, галерея Christine Diegoni.
Люстра 2095, Arteluce,1958 год, из коллекции Клеманс и Дидье Кжентовских, галерея Kreo. Настольная лампа 548 с абажуром-отражателем и поворачивающимся источником света, переиздание оригинала 1951 года, Flos. Потолочный светильник, модель 2098, Arteluce, галерея Christine Diegoni.