Лонни ван Рисвейк (Lonny van Ryswyck) и Надин Стерк (Nadine Sterk) познакомились во время учебы в Академии дизайна Эйндховена (Design Academy Eindhoven), которую они закончили в 2006 году. А их дипломный проект послужил основой для первой совместной коллекции посуды Drawn from Clay, выпущенной под их общим брендом Atelier NL. В 2018 году авторитетный дизайн-портал Dezeen назвал молодых голландок, активно продвигающих трансформацию жилой среды средствами науки, дизайнерами года.
Atelier NL базируется в Эйндховене и напоминает скорее лабораторию, нежели художественную мастерскую. На стенах — плакетки с кодами, вместо мольбертов и рубанков — станки и агрегаты. Лонни и Надин видят свою миссию в том, чтобы проникнуть в суть повседневности, наглядно показав, из чего и как делают посуду, ткани, даже еду. Для этого они готовы часами собственноручно собирать сырьё, например, образцы земли и песка. Затем запускаются станки, а дизайнеры документируют и объясняют (в студии проводят мастер-классы для всех желающих), над чем они работают в данный момент.
Старт этой идее был дан во время резедентуры выпускниц Эйндховена в арт-кластере Нордостполдера. Девушки изучали природу этого края. Их интересовал прежде всего состав почв. За год они объехали почти сотню ферм, собирая образцы земли. А затем из каждого сделали глиняные плакетки, составив таким образом своеобразную карту региона. Эти земли были выбраны неспроста. Нидерланды многие годы отвоевывают у капризного моря право на жизнь. Нордостполдер, уникальный опыт освоения новых земель, как раз знаменует собой очередную победу в этой борьбе.
Впоследствии это своего рода этнографическое исследование, только с точки зрения геологии, стало основой для коллекции керамической посуды Clay Service, выпущенной голландской маркой Royal Tichenlaar Makkum. Чашки, тарелки и миски были сделаны из глины разных регионов страны. (Atelier NL получило права на самостоятельный выпуск линии, теперь керамику можно найти в интернет-магазине, привязанном к сайту студии). Дизайнеры говорят, что развивают идею фермерских продуктов «фермерской» посудой, расширяя концепцию потребления be local на дизайн жилой среды.
Подход студии ценят на родине. Так, власти одного из южных регионов страны попросили дизайнеров составить палитру красок, которые будут использоваться для урбанистических проектов края, ориентируясь на здешнюю природу и пейзаж. Нюэнен, родина Ван Гога, где он долго жил, заказал Atelier NL серию красок, созданных на основе минералов, содержащихся в почве региона. А ещё один край с севера страны — серию керамической плитки из местных ингредиентов.
В прошлом году студия отмечала своё десятилетие, приурочив к этой ответственной дате масштабную выставку в Роттердаме, и несколько проектов в рамках Dutch Design Week, открывших голландок миру. Лонни и Надин создают не только керамику, но и стекло. Принцип тот же — использование местного raw material (сырья). В их портфолио есть коллекция стеклянной посуды из песка брабантских дюн (серия ZandGlas, призёр Green Product Award 2017) и песка Лимбурга (серия Savelsbos). У последнего особый оттенок, обусловленный большим количеством железа, содержащегося в почвах.
Для проекта World Glass Map в рамках Dutch Design Week девушки решили пойти ещё дальше, предложив всем желающим со всей планеты прислать им образцы песка своей страны. Из трехсот полученных образцов с песком от Европы до Австралии они сформировали «Песчаную карту мира». У проекта был экологический подтекст: студия инициировали симпозиум, посвященный проблемам исчезающих природных ресурсов, одним из которых как раз является песок.
Дизайнеры считают, что нельзя двигаться в будущее, если ты не знаешь своих корней, и предлагают через процесс создания той или иной вещи понять культуру родной страны. Девушки уверены: это не только развивает, но и внутренне обогащает каждого, помогая найти баланс в нашем мире, полном нестабильности.