№1
В детстве Андре Путман (Andrée Putman) занималась музыкой и планировала стать профессиональным исполнителем. Затем изучала музыкальную композицию в Парижской высшей национальной консерватории. Тем не менее по совету композитора Франсиса Пуленка она не стала тратить десятилетия своей жизни на то, чтобы сделать первый шаг в профессиональной музыкальной сфере. Ее призванием стал дизайн, которому она посвятила всю свою долгую творческую жизни. Оставив занятия музыкой, Андре Путман начала работать курьером в журналах Femina, ELLE и L’Oeil. Со знакомства с миром стиля и моды и началась ее карьера как дизайнера.
№2
Живя в Париже и заходя каждый день в культовое Café de Flore, Андре Путман общалась с выдающимися деятелями искусства ХХ века: Антоненом Арто, Альберто Джакометти, Жаном-Полем Сартром, Симоной де Бовуар и другими.
№3
В 1958 году Андре Путман стала арт-директором домашнего департамента Prisunic (предшественник Monoprix). Она пропагандировала идеи доступного дизайна. С ее легкой руки в магазинах сети стали продаваться лимитированные репродукции работ известных художников: их можно было приобрести за небольшую сумму (100 франков, около 15 евро), что делало высокое искусство доступным широким массам.
№4
В 1971 году Андре Путман пригласили возглавить новую компанию — агентство Créateurs & Industriels, ориентированное на развитие текстильной индустрии и поиск новых талантов. Ее природное чутье и интуиция помогли открыть много громких имен, в числе которых Осси Кларк (Ossie Clark), Клод Монтана (Claude Montana), Тьери Мюглер (Thierry Mugler), Иссэй Мияки (Issey Miyake) и Жан-Шарль де Кастельбажак (Jean-Charles de Castelbajac).
№5
Финал 1970-х стал для Андре Путман катастрофой. Компания Créateurs & Industriels обанкротилась, в том же году она рассталась со своим мужем. Долгое время она жила в комнате, всю обстановку которой составляли кровать и пара ламп, но это лишь сделало ее сильнее (и во многом способствовало формированию ее фирменного стиля, для которого характерны лаконичность, минимализм и некоторая доля аскетизма).
№6
В 1978 году в возрасте 53 лет Андре Путман нашла в себе силы начать новую карьеру и новую жизнь. Она основала компанию Ecart International, которая выпускала реплики культовых объектов дизайна 1930-х — 1940-х гг., вновь открывая миру забытые имена: Эйлин Грей (Eileen Gray), Пьера Шаро (Pierre Chareau), Жан-Мишеля Франка (Jean-Michel Frank), Робера Малле-Стивенса (Robert Mallet-Stevens).
№7
С начала 1980-х Андре Путман работает над дизайном офисов. Самым значимым проектом в этой области стал рабочий кабинет министра культуры Франции Жака Ланга, который стал первым в длинной череде официальных заказов. Обстановка отличается сдержанностью и вместе с тем выглядит дорого: компактные кресла дополнены изящным журнальным столиком из платана с бронзовыми деталями.
№8
Поворотным моментом в карьере Андре Путман стал дизайн отеля Morgans в Нью-Йорке в 1984 году. Эта работа маркировала появление нового дизайн-принципа: интерьера высокого художественного качества с относительно небольшим бюджетом. Этот проект был построен на смешении стилей, использовал работы ведущих дизайнеров ХХ века и создавал новый тип роскоши. В нем дизайнер впервые применила в оформлении шахматный рисунок (который можно увидеть не только в отделке полов, но также стен и текстильного убранства номеров), — прием, который впоследствие станет фирменным для Путман.
№9
Еще один знаковый проект — интерьеры для сверхзвукового пассажирского самолета Concorde, над которым дизайнер работала в 1994 году. Путман смогла привнести в них уют и элегантность. Для лайнера были спроектированы мягкие, удобные сидения, одетые в белые чехлы, продумано освещение, пол был покрыт ковровой дорожкой с элегантным рисунком в стиле ар-деко.
№10
Андре Путман одной из первых стала применять в своих проектах открытую планировку. Также она одной из первых во Франции стала жить в лофте! Архитектор заново переосмысливала пространство, нарушала общепринятые правила и нормы, позволяла себе играть с жилым пространством. «Речь вовсе не о том, чтобы принимать ванны в гостиной и готовить еду в спальне, — говорила она, — а о том, чтобы сделать пространство многофункциональным. Почему комнаты должны быть монополизированы и подчиняться лишь одной функции, когда у нас может и должна быть свобода выбора?»
№11
В 1997 году Андре Путман открыла собственную студию Studio Andrée Putman. Она занималась не только интерьерным и предметным дизайном, но и сценографией. В 2000-е годы Андре Путман активно сотрудничает с модными и люксовыми дизайнерскими брендами.
В 2000 году она разработала коллекцию Vertigo для Christofle, для которой были характерны простые формы, а главным элементом стало слегка закрученное кольцо (тот же принцип был использован впоследствии и в ювелирной коллекции Путман для Christofle, которая появилась в 2005 году). В 2007 году дизайнер разработала свою версию дорожной сумки для Louis Vuitton, а в 2008 году она обратилась к своей первой любви — музыке — и подписала контракт с компанией Pleyel. Результатом их сотрудничества стал великолепный рояль Voie Lactée из дерева, никеля и кориана, украшенный фирменным «шахматным» декором. Он был выпущен ограниченной, пронумерованной серией в 8 экземпляров и стоил порядка 20 тыс евро.
№12
Всякий, кто бывал в Париже, наверняка заходил в бутик Guerlain на Елисейских Полях просто, чтобы полюбоваться на роскошные интерьеры и великолепную люстру, украшавшую главный зал. Это тоже работа Андре Путман, которая оформила его в 2005 году. В таком виде Дома Guerlain простоял вплоть до 2013 года, когда здесь проведена масштабная реновация, проводившаяся под руководством другого звездного архитектора — Питера Марино (Peter Marino). Тем не менее проект Путман стал одной из важнейших вех в истории Дома.
№13
Два года спустя в 2007 французский дизайнер взлетела еще выше, приняв участие в масштабном архитектурном проекте. Речь идет о строительстве и оформлении двух небоскребов в Гонконге, один из которых — Putman Hotеl — носит ее имя! Фасад здания украшен геометрическим орнаментом из цветного стекла и навеян стилистикой ар-деко. Внутри — 28 номеров открытой планировки с эркерами, высокими потолками, деревянными полами и лакончиным черно-белым декором, который так любит Андре.
№14
В 2008 году мэр города Парижа назначил Андре Путман президентом Комитета по дизайну. В ее обязанности входила реорганизация общественных мест, редизайн городской мебели и униформы коммунальных служб.
№15
С 2007 года Андре помогала в работе ее дочь Оливия, которая в настоящий момент возглавляет Studio Andrée Putman. Многие работы того времени были сделаны в соавторстве. «Моя работа — продолжать фантастические приключения Андре», — считает Путман-младшая, и ей это прекрасно удается.