Александр Бенжамен Наве приглашает прогуляться по страницам альбома, где распустились диковинные цветы — и все это в пространстве бутика Van Cleef & Arpels в Петровском пассаже, преобразившемся к весне. Молодой художник часто работает с модными домами, оформляет витрины и показы, создает современные фрески и муралы, которые за цветность и наивность изображения иногда сравнивают с картинами Матисса, хотя он сам предпочитает говорить о спонтанности. В беседе с ELLE DECORATION Александр рассказал о своем первом погружении в мир ювелирного искусства, важности цвета и тонкой границе между живописью и дизайном.
ФАКТЫ
Дизайнер и художник Александр Бенжамен Наве (Alexandre Benjamin Nave) родился в 1986 году.
Живет и работает в Париже.
В 2011 окончил Национальную высшую школу промышленного дизайна ENSCI–Les Ateliers.
В 2017 получил гран-при конкурса Design Parade Toulon — Van Cleef & Arpels.
В творчестве использует масляную пастель, карандаш, японскую акварель.
Среди клиентов — Hermès, Cartier, Kenzo, Bulgari, Baccarat, Lacoste и Hotel de Crillon.
Стал первым художником, создавшим произведение — тотальную инсталляцию для Galerie d’Actualités в Музее декоративного искусства в Париже.
Для Van Cleef & Arpels разработал оформление интерьера бутиков и дизайн витрин. В Москве работы художника можно увидеть в Петровском пассаже с 20 марта.
www.alexandrebenjaminnavet.com, @alexandrebenjaminnavet
ELLE DECORATION Расскажите о начале сотрудничества с Van Cleef & Arpels.
АЛЕКСАНДР БЕНЖАМЕН НАВЕ Все началось с международного дизайн-конкурса в Тулоне три года назад, который проходил при поддержке Van Cleef & Arpels. Тогда я получил гран-при, а в следующем году уже оказался в жюри. Эта история получила продолжение в прошлом году: мы встретились в Париже, и Van Cleef & Arpels попросила меня нарисовать цветы — я рисую вазы на протяжении многих лет, но никогда раньше не заполнял их букетами, поэтому мне было особенно любопытно наконец обратиться к этой теме.
А что для вас значит цветочная тема? Почему она всегда актуальна, и мы вспоминаем о ней каждую весну?
Это очень важная тема, в том числе и в мировой живописи — можно найти тысячи примеров в каждой эпохе. Я был рад возможности тоже стать частью этой истории. Кроме того, цветы прекрасны сами по себе. Они также связаны с традицией, которую я увидел здесь, в Москве, — дарить весенние букеты женщинам 8 Марта. Для меня цветы — это что-то, чем мы делимся с другими, дарим и получаем в подарок… Смысл в этом обмене, общении, чувствах. Цветочная тема стала центральной для этой коллаборации, но она также значима для Van Cleef & Arpels, это часть их идентичности.
И вы обратились к архивам в поиске вдохновения…
Да, я стараюсь найти связи с историей, традициями в каждом проекте, над которым я работаю, но в этом особенно, поскольку я никогда прежде не рисовал цветы. Для меня важно было взглянуть на эту тему через архивы ювелирного дома, у меня была уникальная возможность посетить мастерские, полистать книги, увидеть эскизы. Вместе с Van Cleef & Arpels мы хотели создать особое пространство для каждого бутика в каждой из стран, где будут представлены инсталляции. Мне нравится, когда получается установить связь с местом, городом, его прошлым, так я могу поделиться со зрителями особенными эмоциями.
Вы талантливый художник и дизайнер. Как эти два творческих направления существуют вместе?
Я изучал дизайн в Национальной высшей школе промышленного дизайна ENSCI–Les Ateliers. Промышленный дизайн — во многом о точности, это индустрия, потоковое производство. Но после выпуска я почувствовал, что мне чего-то остро не хватало — и это был цвет. Во время учебы у меня была возможность работать в разных мастерских: с деревом, металлом, пластиком и другими материалами и инструментами. Но среди них не было цвета, и мне хотелось погрузиться в его изучение, познакомиться с ним ближе, так я начал рисовать. Дизайн и искусство связаны через цвет. Я думаю, в этом ответ.
А что для вас значит цвет?
Я обожаю играть с цветом, и это действительно сильный инструмент в творчестве. Это то, чем я могу поделиться с вами, благодаря ему я могу воплощать фантастические образы, и это очень важно для меня. В этом проекте я чувствовал полную свободу, мог выбирать и добавлять цвета, и в процессе открыл для себя новые пигменты, которые останутся в моей палитре.
Сложно ли было работать одновременно над дизайном интерьеров и витрин? Как развивался проект?
Как часть диалога, и я рад, что это действительно был диалог, сотворчество. Я не увидел никаких трудностей во многом потому, что был полностью свободен в решениях, выборе цвета и материалов. Идея состояла в том, чтобы представить распустившиеся цветы, а также те краски, которыми весной наполняется все вокруг. Мы начали с декорирования интерьеров, и я размышлял, как могу выразить себя в этой весенней теме. И в какой-то момент мы подумали: почему бы нам не перенести это сотрудничество в другой масштаб. Так мы пришли к дизайну витрин. Это совершенно другое измерение, гораздо больше о ручной работе, живописи и рисунке. Для меня главным всегда остается возможность делиться своим творческим видением со зрителями. Но на самом деле все начинается со скетчбука, все коллаборации, все, над чем я работаю, когда-то было только набросками в альбоме. Для меня все связано, дизайн интерьеров и витрин: главная цель и тех и других — пригласить вас войти внутрь. И я надеюсь, нам это удалось. Но, помимо прочего, этот проект — о весне!
Расскажите немного о техниках, в которых вы работали.
Разный масштаб предполагает использование разных техник. Витрины требуют той же внимательности, с какой мастера-ювелиры работают над созданием украшений. В каждом окне — лишь несколько изделий, которые тщательно подобраны друг к другу, и вместе они создают единую композицию. Для интерьерных инсталляций я использовал масляную пастель, эти карандаши толще, работы — масштабнее, но вместе они дополняют друг друга, как эскизы в альбоме. Я хотел создать впечатление, что в интерьере посетители тоже прогуливаются по страницам с набросками, будто они созданы на месте, только что, и эти цветы, словно по волшебству, распустились на стенах и в витринах, выросли прямо из ваз.
В чем особенности работы с ювелирным брендом?
Этот проект стал моей первой работой для бутика ювелирных украшений. Это особое место, пространство, где ты должен чувствовать себя в безопасности, здесь все время присутствует ощущение важности, торжественности. Такое место всегда производит сильное впечатление. И поэтому я особенно горжусь тем, что мне позволили играть с этим пространством, с цветом, внести что-то слегка несерьезное, создать новый мир, в который погружаются все, кто попадает внутрь. Теперь, когда проект подходит к завершению, я очень рад увидеть свои рисунки, эту воображаемую вселенную, воплощенную в реальности. Я думаю, ювелирное искусство и дизайн во многом схожи, для них ключевыми являются конкретные и четкие профессиональные навыки, но вместе с тем они предполагают нестандартные решения, позволяющие создавать что-то, чего мы еще не видели прежде.
Бутик Van Cleef & Arpels, Петровский пассаж, ул. Петровка, 10; www.vancleefarpels.com/ru