«Наслаждайтесь каждой минутой, сегодня и завтра, и не беспокойтесь о морщинах: они являются признаком храбрости»
№1
Айрис Апфель (Iris Apfel) родилась в 1921 году. Она с детства увлекалась одеждой и тканями. Ее мама владела бутиком, который очень быстро стал главной площадкой для игр подрастающей Айрис. Ей было восемь, когда она впервые произнесла фразу, знакомую каждой моднице: «Мне совсем нечего надеть!» И это не было детским капризом. Айрис с детства знала, что она хочет быть не такой, как все.
№2
Айрис окончила Нью-Йоркский университет со степенью в области истории искусств, но профессиональным искусствоведом так и не стала. Свою карьеру она начала в журналистике, работая «девочкой на побегушках» в модном издании Women's Wear Daily. Это стало для нее хорошей школой. Одновременно Айрис подрабатывала ассистентом у иллюстратора Роберта Гудмана (Robert Goodman).
№3
Переломным моментом в ее карьере стал 1948 год, когда она вышла замуж за Карла Апфеля, с которым прожила в любви и согласии без малого 67 лет и с которым вместе занималась исторической реконструкцией текстиля. Они познакомились на курорте в 1947 году. Как вспоминала сама Айрис, «наше первое свидание состоялось на День Колумба, в День Благодарения Карл сделал мне предложение, на Рождество мы обручились и на День Президента поженились».
№4
В 1950 году Айрис вместе с мужем основали компанию Old World Weavers, специализирующуюся на репродукции тканей XVII, XVIII, XIX вв. «Мы нашли парчу, дамасские ткани, настоящие сокровища… Но мало было подобрать сами ткани, нужно было производство, которое могло бы их с точностью воспроизвести», — говорила Айрис. И такие мастерские они нашли в Италии. Ткани Old World Weavers быстро завоевали мировую славу. Они были востребованы в лучших домах мира, ими украшали свои апартаменты Грета Гарбо, Эсте Лаудер и Монтгомери Клифт, но главное признание компания Айрис получила, когда ее пригласили сотрудничать с Белым Домом.
№5
В качестве дизайнера интерьеров и дизайн-консультанта Айрис Апфель в течение многих лет работала над обликом Белого Дома, застав (и пережив) многих президентов — Трумена, Эйзенхауэра, Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера, Рейгана, Клинтона. Компания Old Wild Weavers просуществовала 42 года и закрылась в 1992 году.
№6
Занималась исследованием и коллекционированием восточных и африканских тканей, которые рассматривала не только как музейный объект, но и как элемент повседневной моды. Стала одним из дизайнеров, который сделал возможным использование традиционных восточных тканей в классической европейской fashion-модели.
«Не бойтесь экспериментов! Если ошибетесь, ничего страшного, это всего лишь одежда. Полиция моды не заявится и не бросит вас в тюрьму»
№7
Айрис Апфель была одним из первых дизайнеров, сделавших смешение высокой и повседневной моды основой своего стиля. Платья XIX века и аксессуары Christian Dior, брюки Dolce & Gabbana и украшения, найденные на блошином рынке, драгоценности Gripoix и простые платья массовых марок: открытием Апфель было сочетание традиционно противопоставленных в моде вещей.
№8
В сентябре 2005 — январе 2006 гг в Музее Метрополитан в Нью-Йорке проходила выставка костюмов Айрис Апфель с говорящим названием Rara Avis («редкая птица») — экспозиция включала ее платья, обувь, украшения и личные вещи. Выставка представила стиль Айрис Апфель как уникальный феномен, который оказал заметное влияние на формирование моды XX века. Все экспонаты с выставки были подарены Музею и вошли в его постоянную коллекцию.
№9
В 2017 году была приглашена для создания лимитированной коллекции Atelier Swarovski. Многослойные колье из цветных кристаллов напоминали своей многослойностью украшения Коко Шанель.
№10
В 2018 году была выпущена совместная коллекция Айрис Апфель и компании Happy Socks. Как эксперт по работе с тканью, Айрис использовала свой опыт исторических реконструкций в работе с текстилем. Рисунки носков были созданы по мотивам европейских тканей XVIII–XX вв.
№11
Была лицом итальянского Vogue, появлялась на обложке радикального модного британского журнала Dazed & Confused, остается одной из ключевых моделей косметической фирмы MAC. В 2019 году стала одной из самых возрастных моделей, подписав в возрасте 97 лет контракт с агентством IMG.
№12
Предложила серию браслетов для ювелирной компании Wisewear. Они изготовлены из золота или палладия и представлены в трех модификациях: Duchess, Kingston и Calder. Созданные браслеты являются не только украшениями, но и обладают рядом полезных функций: следят за состоянием здоровья, подсчитывают пройденное расстояние и фиксируют объем сжигаемых колорий.
№13
В 2017 году в возрасте 96 лет совместно с чикагской мебельной компанией Cloth & Company выпустила свою первую коллекцию мебели для сети магазинов HSN, в котрую вошли 94 предмета с классическими силуэтами в стиле мидсенчури и с яркими графичными принтами в фирменном стиле Апфель.
№14
В 2019 году компания по производству стекла Nude предложила Айрис Апфель создать несколько объектов для сервировки стола. Итогом этого сотрудничества стали авторские версии декантера для виски Alba, вазы Mist и бокалов Stem Zero. Минималистичный дизайн Джо Дусе и Теймера Такахаши приобрел в ее коллекции новое прочтение.
№15
«Икона стиля» и «самый старый подросток в мире», как Айрис сама себя называет, была удостоена собственной Barbie. Кукла одета в зеленый костюм Gucci — тот самый, в котором героиню сняли для обложки ее книги «Iris Apfel: Accidental Iсоn», выпущенной в 2018 году издательством Harper Collins.