Энцо Мари (Enzo Mari) родился в Черано (Новара) в 1932 году, учился в Академии Брера в Милане. С 1956 года посвятил себя промышленному дизайну, создавая красивые, функциональные и доступные вещи «не для модных бутиков, а для простых людей».

В одном из своих последних интервью Энцо Мари сказал, что готов пожертвовать всю коллекцию своих работ Милану при условии, что никто не сможет получить доступ к его архивам в течение сорока лет. Потому что, согласно самым оптимистичным прогнозам, лишь через сорок лет новое поколение, не деградировавшее, как нынешнее и не испорченное культурой потребления, сможет осознанно использовать его наследие и, таким образом, вновь постичь глубокий смысл вещей. Мы собрали десять самых известных объектов мастера, созданные им в разные годы.

Дизайнер Энцо Мари: простота, практичность, красота

Энцо Мари скончался 19 октября 2020 года в возрасте 88 лет. В качестве эпитафии процитируем слова архитектора Стефано Боэри: «Прощай, Энцо. Ты уходишь как настоящий Титан».

Поднос Putrella, Danese, 1958

Поднос или чентротавола (ваза для украшения центральной части стола) Putrella — простая и функциональная вещь, сделанная из обрезков железа. Своей формой напоминает железнодорожный рельс. Выпускается маркой Danese лимитированным тиражом в 100 экземпляров в год. www.danesemilano.com

Дизайнер Энцо Мари: простота, практичность, красота
Фото
FEDERICO VILLA 2017

Перекидной календарь Timor, Danese, 1966

Timor — «бесконечный календарь», на пластиковых карточках которого обозначены даты, дни недели и месяцы года. Пользователь сам выбирает нужную комбинацию. Простая, красивая и практичная вещь, дизайн которой актуален во все времена — как и все, что делал Мари.

Дизайнер Энцо Мари: простота, практичность, красота

Торшер Polluce, Artemide, 1963

Торшер Polluce с абажуром в виде шара из матового стекла на стальной ножке был создан Энцо Мари в соавторстве с Анной Фазолис и стал «визитной карточкой» марки Artemide 1960-х гг.

Дизайнер Энцо Мари: простота, практичность, красота

Набор столовых приборов Piuma, Zani & Zani, 1966

Набор столовых приборов Piuma — один из лучших образцов итальянского дизайна 1960-х. В комплект входит 6 вилок, 6 ножей, 6 ложек и подставка — все из нержавеющей стали в матовой отделке. Выпускался итальянской маркой Zani & Zani.

1/3

Стулья Sof Sof, Driade, 1972/2015

Стул Sof Sof был создан Энцо Мари для Driade в 1972 году и вновь запущен фабрикой в производство в 2015 году. Это классика вне времени, которая никогда не выйдет из моды. Стул представляет собой скульптурную конструкцию из девяти стальных колец, переплетенных между собой и образующих тем самым ножки, сидение и спинку, и съемных мягких подушек из пенополиуретана.

Дизайнер Энцо Мари: простота, практичность, красота

Штабелируемый стул Delfina, Rexite, 1974

Еще одна яркая работа мастера 1970-х гг — штабелируемый стул Delfina для Rexite, за который он получил премию Compasso d'Oro в 1979 году. Модель отличается ультраминималистским дизайном и простотой конструкции: стул состоит из основы из стальных трубок, обтянутой съемной тканью на молнии. Штабелируется в количестве до 12 штук.

1/2

Сборный стул Sedia 1, 1974

Сборный стул Sedia 1 — первый объект проекта Autoprogettazione (1974), запущенный в производство финской маркой Artek в 2010 году. По замыслу дизайнера, покупатель приобретает набор из сосновых досок, гвоздей и инструкцию по сборке, а затем самостоятельно собирает стул. «Дизайн — это всегда образование», — считал Энцо Мари.

1/2

Стул Tonietta, Zanotta, 1985

Стул из крашеного алюминия Tonietta — настоящая икона дизайна, созданная Энцо Мари в середине 1980-х для фабрики Zanotta. Сидение и спинка из полипропилена обтянуты кожей и доступы в разных цветах. «Меня раздражала мода, которая требовала предметы, в том числе и стулья, перегруженные технологически или типологически дизайном. Я хотел создать самый простой стул, какой только возможно, самый очевидный, а не объект, претендующий на то, чтобы казаться чем-то иным любой ценой, — говориk про эту работу Мари. — Тщательно изучив вопрос, я понял, что среди современный образцов лучше всего воплощают в себе архетипический образ стула стулья Thonet. Поэтому в работе над этим проектом, я решил вести постоянный диалог с тонетовским стулом — тем единственным предметом высшего класса, полным семантических и символических смыслов». За эту работу он получил еще одну награду Compasso d'Oro в 1986.

Дизайнер Энцо Мари: простота, практичность, красота

Стул Mariolina, Magis, 2002

«Мир не был создан для богатых, поэтому хороший дизайн должен быть доступен каждому», — считал Мари. И стул Mariolina — тому наглядный пример. Его дизайн вдохновлен стульями 1950-х гг: тонкие ножки из хромированных стальных трубок, сидение и спинка из пластика, легкая конструкция, возможность штабелирования, простота, элегантность, бюджетность — все это на 100% отвечает философии дизайна Мари. В том числе и такая деталь, как ручка на спинке, позволяющая легко передвигать стул с места на место.

1/2

Проект Ecolo, Alessi, 1995

Еще в 1974 году Энцо Мари разглядел потенциал DIY-дизайна, когда работал над своей книгой Autoprogettazione (в ней содержалось 19 инструкций по созданию столов, стульев, книжных полок и даже кроватей). В 1995 году совместно с Alessi они представили еще один проект, получивший название Ecolo — инструкцию по созданию DIY-ваз из пластиковых бутылок. Он собственноручно вырезал несколько таких предметов и поставил свою подпись. Таким образом, у клиента был выбор: покупать ли инструкции и делать самому либо купить уже готовые предметы. Этим проектом Энцо Мари и Alessi не только привлекали внимание к важности вторичной переработки, но затронули проблему статусности самого дизайна: должен ли дизайн быть демократичным? Ответ Энцо Мари мы знаем: ДА!

Дизайнер Энцо Мари: простота, практичность, красота