ФАКТЫ
- В юности Франсуа-Ксавье Лаланн (Francois-Xavier Lalanne) работал смотрителем в египетских залах Лувра. По вторникам, когда музей был закрыт, он любил садиться верхом на статую бога-быка Аписа.
- В 1983 году Министерство культуры Франции поручило Лаланнам спроектировать парк на площади Лез-Аль в Париже.
- Другом и поклонником Лаланнов был Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), заказавший им целую серию зеркал, секретеров и других предметов для своей квартиры.
- В мае 2011 года «стадо» из 12 лаланновских овец было продано на торгах аукционного дома Sotheby’s за 1 240 750 евро.
Франсуа-Ксавье Лаланн (1927–2008), друг и соратник Константина Бранкузи (Constantin Brancusi), Макса Эрнста (Max Ernst) и Марселя Дюшана (Marcel Duchamp), начинал как художник-сюрреалист. Все изменилось после знакомства с Клод Дюпо — женщиной-скульптором, специализировавшейся на сюрреалистических объектах вроде «Кочана капусты на курьих ножках». Под влиянием Клод (Claude Lalanne, 1924 — 2019), которая была на три года старше, Франсуа-Ксавье решил тоже попробовать себя в скульптуре. Они работали то вместе, то по отдельности. Со временем производственный роман плавно перетек в счастливый брак.
В 1964 году Франсуа-Ксавье представил публике Rhinocretaire — бронзовый секретер в виде носорога в натуральную величину. Объект вызвал всеобщий восторг, а его автор понял, что напал на золотую жилу.
По-мичурински «скрещивать» животных и предметы домашнего обихода сюрреалисты пытались еще в 1920-е годы — взять хоть «Телефон-омар» Сальвадора Дали (Salvador Dali) или «Стол-птиценог» Мерет Оппенгейм (Meret Oppenheim). Но Лаланны первыми додумались поставить этот процесс на поток.
Они мечтали раз и навсегда избавить скульптуру от музейного ореола неприступности — лишить ее помпезных пьедесталов и табличек со строгими надписями «Руками не трогать». Объекты Лаланнов создавались именно для того, чтобы трогать их руками, а также сидеть на них, лежать и работать за ними.
После секретера Франсуа-Ксавье подарил миру новый хит: табуреты в виде овец, обтянутые настоящими овечьими шкурами. Целые стада «парнокопытных» поселились в замке Ротшильдов и в апартаментах Ива Сен-Лорана.
Обосновавшись на ферме в окрестностях Парижа, Лаланны работали не покладая рук: на свет появились ванна-бегемот, камин-обезьяна, кресло-жаба и даже унитаз в виде мухи!
Лаланны работали не покладая рук: на свет появились ванна-бегемот, камин-обезьяна, кресло-жаба и даже унитаз в виде мухи!
Не остались без внимания и homo sapiens. Ив Сен-Лоран попросил Клод «смоделировать» из позолоченной кожи обнаженную грудь и бедра модели Верушки: в этом «панцире» звезда под гром аплодисментов дефилировала по подиуму. Фотография скульптуры Франсуа-Ксавье «Человек с капустной головой» украсила обложку альбома Сержа Генсбура.
Увы, самые масштабные замыслы Лаланнов остались нереализованными: не были построены ни дачный домик в форме человеческой головы, ни водопад, льющийся в чашу гигантского раскрытого рта, ни круизный лайнер в виде утки. Однако перед парижской ратушей до сих пор работает фонтан, созданный супругами, а их объекты успешно продаются на аукционах. Как видно, рецепт Лаланнов — не относиться к себе и к своим творениям слишком серьезно — сегодня актуален как никогда!