ELLE Decoration: Лена, Илья, расскажите, как изменились российские интерьеры за последние 20 лет? Что из произошедшего, по-вашему, самое главное?
Лена Соловьева и Илья Климов: Интерьерный дизайн в России совершил невероятный рывок. Пусть и не каждый день, но все же начали появляться по-настоящему тонкие новаторские проекты, которые можно оценивать на равных с работами международных профессионалов. Каковы общие черты этих интерьеров? Мы бы сказали, что они менее избыточные, менее демонстративные, с большим фокусом на индивидуальность — «на себя и для себя».
Как изменился российский заказчик за последние 20 лет? Каким он был и каким стал, если брать общий образ?
В клиентах появилось больше насмотренности, осведомленности. Отношения «заказчик — исполнитель» все чаще принимают форму партнерского диалога, творческого процесса, где клиент и архитектор работают рука об руку и думают в одном направлении. А это верный путь к тому, чтобы создать что-то стоящее.
Что самое важное случилось в вашей работе за последние 20 лет?
Мы приложили много усилий по поиску собственной ДНК, почерка, и есть ощущение, что что-то такое нащупали. Важным моментом стало международное признание — публикации сразу нескольких проектов на Западе. Почему-то это казалось очень важным, и когда наконец случилось, мы очень радовались. И, конечно, вручение премии «Лучший декоратор года ELLE Decoration 2019» — для нас значимое событие.
Можете вспомнить первый номер российского ELLE Decoration, который попал к вам в руки? Чем он тогда запомнился?
Лена Соловьева: Могу вспомнить один из них — номер с яркой квартирой первого главного редактора Наталии Почечуевой. Я подумала: «Вот это смело!» Удивительные комбинации цветов и предметов складывались в невероятно харизматичный и при этом цельный образ — классический и ультрасовременный одновременно. И, конечно, редакторские письма Наталии. Каждая рассказанная в них история отпечаталась в памяти так, словно я лично при ней присутствовала. Хотя мы даже не были знакомы.
Как изменился журнал за это время? Какие перемены вам нравятся? А по каким рубрикам или темам вы, возможно, скучаете?
Очень импонирует появление проектов дизайн-бюро, у которых есть свой, несколько иной почерк и то, что мы называем «взгляд в будущее». Скучаем по рубрике Кирилла Истомина, она была одной из любимых, хотелось бы больше исторических материалов о декораторах прошлого. Когда видишь, насколько смелые актуальные вещи создавались 50–100 лет назад, это невероятно мотивирует.
Можете выделить главные события в мире дизайна, которые лично для вас стали самыми значимыми за последние 20 лет?
Если говорить глобально, нам очень близок общий мировой вектор в сторону осознанного потребления, большей осмысленности проектов, интеллектуального дизайна на основе новейших технологий, поиска самоидентификации художника и создания эмоциональной атмосферы за счет истинных произведений искусства. Среди важных для нас выставок последних лет можно отметить проект Россаны Орланди Guiltless Plastic, призывающий дизайн-сообщество найти новые технологии переработки пластика. Нам близок тренд на коллекционный дизайн, и здесь среди самых интересных ярмарок — Collectible в Брюсселе. Что касается России, очень важен набирающий обороты тренд на отказ от подделок — скажи фейкам нет! И растущий спрос на авторские работы скульпторов, ремесленников — это то, что дает поддержку художникам, формирует развитие культурных ценностей российского дизайна.
Каким вы видите будущее российского интерьерного дизайна?
Сейчас время поиска новых подходов, попытка переосмысления новых потребностей и требований к жилому пространству, в котором нам будет комфортно существовать. Это новая парадигма. Мы для себя пока не нашли ответ, какой именно она будет, но точно — очень интересной! Лена Соловьева и Илья Климов, «Арт-бюро 1/1», www.oneoverone.ru, @_oneoverone