ELLE DECORATION: Кирилл, расскажите, как изменились российские интерьеры за последние 20 лет? Что из произошедшего, на ваш взгляд, самое главное?
КИРИЛЛ ИСТОМИН: Главное изменение: в России за последние 20 лет сформировалось профессиональное дизайн-сообщество со своими интересами и активностью внутри этого сообщества. Дизайнеры вышли за рамки общения исключительно с клиентами и поставщиками. Появились образовательные вебинары, встречи по обмену опытом — очень здорово, что все это происходит. Я тоже стараюсь быть участником этого процесса — иногда выступаю с лекциями, сделал свой онлайн-курс, готовлю к публикации книгу со своими работами за прошедшие 25 лет.
Как изменился российский заказчик за последние 20 лет? Каким он был и каким стал, если брать общий образ?
Главное изменение, которое я вижу, — нацеленность на эксклюзив. Клиентам уже неинтересно просто купить в шоуруме мебель массового производства. Их привлекают штучные вещи, лимитированные коллекции. Возросла потребность в авторских уникальных решениях и предметах. Второй момент: я начал свою карьеру до того, как клиенты стали дизайнерами. Если раньше я приходил на встречу с клиентом с огромной папкой референсов, чтобы вместе их обсудить и отобрать понравившиеся, то сейчас все происходит ровно наоборот. Очень часто на первой встрече заказчик показывает свою доску на Pinterest с огромным количеством фотографий. Поток визуальной информации настолько расширился, клиент стал настолько образован, что теперь задача дизайнера — сделать профессиональную селекцию из всего многообразия того, что понравилось клиенту.
Что изменилось в вашей работе за последние 20 лет?
Я начинал свою карьеру дизайнера в Нью-Йорке и еще застал те времена, когда письма писались от руки и доставлялись посыльными или лично. В качестве визуализаций клиентам показывали эскизы от руки. Кстати, в те далекие времена именно такие эскизы стали моей студенческой подработкой. И если сейчас кому-то процесс рендеринга и 3D-визуализаций кажется сложным, представьте себе, как строилась работа тогда. Эскизы выполнялись на больших листах А1. Делался первый набросок, далее вносились правки и комментарии (лично, ведь электронной почты тогда не было!). Иногда требовалось несколько таких встреч. Утвержденный вариант перерисовывался с помощью светового стола, а далее выполнялся в цвете, акварелью. Так что за эти 20 лет с приходом цифровых технологий в моей работе изменилось многое.
Можете вспомнить первый номер российского ELLE DECORATION, который попал к вам в руки? Чем он тогда запомнился?
Первый номер, который мне больше всего запомнился, — тот, где был впервые опубликован мой проект. Это была моя квартира в Нью-Йорке, оформленная моими же картинами.
Как изменился журнал за это время? Какие перемены вам нравятся? А по каким рубрикам или темам вы, возможно, скучаете?
Скучаю, конечно же, по своей рубрике, где тексты были иллюстрированы моими эскизами! Я вел ее на протяжении двух лет. Мне нравится, что за 20 лет международный журнал адаптировался под ту страну, где он издается. Помню, как в самом начале большинство публикуемых проектов были иностранные. Прекрасно, что сейчас все изменилось. Причем, мне кажется, это взаимосвязанный процесс — количество российских проектов в ELLE DECORATION увеличилось, так как стало больше достойных российских дизайнеров. Но и количество качественных российских проектов растет, так как ELLE DECORATION стал чаще публиковать российское.
Ну и в качестве пожелания на следующие 20 лет: мне бы хотелось, чтобы журнал не только освещал новые тенденции в мировом дизайне, а больше внимания уделял просвещению своих читателей, рассказывая о культурном наследии России. Очень мало кто знает историю интерьеров в России, особенно XVII–XIX веков. Профессиональное сообщество дизайнеров Европы и Америки очень ценит и знает свое культурное наследие. Их нынешнее — это продолжение прошлого.