Акилле Кастильони (Achille Castiglioni, 1918 — 2002) родился 16 февраля в Милане в творческой семье: его отец был скульптором, а оба старших брата увлекались искусством и пошли по архитектурной стезе. В 1937 году Акилле вслед за ними поступил на архитектурный факультет Миланского Политеха (который закончил после войны в 1944 году) и вместе с братьями, у которых уже было собственное дизайн-бюро, начал заниматься реставрацией разрушенных во время бомбардировок зданий, выставочной сценографией и промдизайном.
В 1952 году старший брат Ливио отошел от дел, а творческий тандем Акилле & Пьер Джакомо (Pier Giacomo Castiglioni) просуществовал до 1968 года вплоть до самой смерти Пьера Джакомо. Работы братьев Кастильони во многом определили развитие всего послевоенного итальянского дизайна, вошли в собрания мировых музеев и до сих пор являются культовыми для всех ценителей дизайна. Представляем самые известные из них (хотя выбор был непрост, ведь за свою более чем пятидесятилетнюю творческую карьеру Акилле Кастильони создал свыше ста пятидесяти объектов — от мебели до дверных ручек и пылесосов).
Торшер Luminator, Flos, 1954
Торшер Luminator был придуман Акилле и Пьером Джакомо Кастильони в 1954 году и выпущен компанией Flos, которая производит его до сих пор. Дизайнеры делали ставку на простоту и функциональность. Светильник состоит из трех частей: треноги из гальванизированного металла, железного стержня, покрытого глянцевой краской, и лампочки без абажура. Этот объект является наглядным воплощением главного творческого кредо братьев Кастильони: «добиваться максимальных результатов минимальными средствами».
Табурет Mezzadro, Zanotta, 1957
Табурет Mezzadro — еще одна икона итальянского дизайна конца 1950-х работы братьев Кастильони. В его основе лежит идея создания мебели из любых подручных средств. В самом деле, объект, вошедший сегодня во все учебники по истории дизайна, собран из старого сидения для трактора начала XX века, ножки в виде гнутой железяки и деревянной подставки, напоминающей ручку от штопора. Сидение сделано из штампованного крашенного металла. Гнутая железная ножка, на которую оно крепится, служила в тракторе для амортизации, а здесь выполняет противоположную функцию — позволяет сидению пружинить. Прототип был выпущен компанией Isa и впервые показан на XI Триеннале в 1957 году. С 1970 года выпускается фабрикой Zanotta.
Табурет Sella, Zanotta, 1957
Для той же выставки 1957 года Акилле и Пьер Джакомо мастерят еще один табурет из запчастей: велосипедного седла, стального шеста и железного основания, на котором все сооружение может качаться и крутиться в разные стороны. Название Sella в переводе с итальянского означает «седло». Об истории появления этого объекта, который весьма условно можно назвать табуретом, сам Акилле Кастильони рассказывал так: «Когда я болтаю по телефону, мне нравится ходить туда-сюда, но при этом я люблю на что-нибудь присесть». Sella позволяет делать и то, и другое. Стационарные телефоны со шнуром давно канули в лету, а Sella Stool продолжает выпускаться фабрикой Zanotta на радость всем ценителям классики дизайна.
Кресло Sanluca, Poltrona Frau, 1960
Кресло Sanluca 1960 года является типичной современной интерпретацией классического кресла, у которого оно позаимствовало глубокое мягкое сидение, широкие подлокотники и удобную спинку с подголовником. При этом форма и эргономика кресла были абсолютно новаторскими для своего времени и остаются актуальными до сих пор. Процесс производства этого кресла также необычен. По задумке дизайнеров, сидение, спинка и подголовник изготавливаются отдельно и уже потом собираются в единое целое. Первые образцы были изготовлены компанией Gavina, затем его производила фабрикой Knoll (1969), Bernini (1990) и, наконец, с 2004 года Sanluca выпускается лидером итальянской мебельной индустрии Poltrona Frau вместе с пуфом Luca, которым Акилле Кастильони дополнил кресло в 1991 году.
Светильники Taraxacum и Gatto, Flos 1960
В 1960-е годы Акилле и Пьер Джакомо Кастильони активно сотрудничают с фабрикой Flos, вместе с которой внедряют революционную технологию Cocoon: синтетическая смола в виде спрея распылялась на металлическую основу светильника, образуя вокруг нее своего рода прозрачный «кокон». В этой технике братья Кастильони создали несколько моделей (самые известные из них — Taraxacum, Viscontea и настольная лампа Gatto), которые быстро завоевали популярность, а молодая фабрика получила славу передовой. Кстати, эта технология используется фабрикой и в наше время: в 2005 году ее использовал Марсель Вандерс для создания своего светильника Zeppelin. Подробнее об этом процессе можно посмотреть на видео.
Торшер Arco, Flos, 1962
Торшер Arco был спроектирован братьями Кастильони для Flos в 1962 и является одним из самых подделываемых объектов за всю историю мирового дизайна. Его часто можно встретить в домах знаменитостей, на страницах глянцевых журналов, в интерьерах модных сериалов и голливудских блокбастеров (киноманы наверняка помнят, что эта модель украшала собой штаб-квартиру «Людей в черном»). Основание торшера выполнено из белого мрамора и весит целых 65 кг: чтобы просто сдвинуть его с места, придется сильно потрудиться! Но и здесь дизайнеры все продумали: с двух сторон каменного основания имеются специальные отверстия, через которые можно продеть палку.
Светильник Taccia, Flos, 1962
«Мерседес в мире ламп» и «символ успеха» — так говорил про свой светильник Taccia Акилле Кастильони. Конструкция этой модели проста, как все гениальное: лампочка спрятана в основании, на котором стоит рассеиватель из выдувного стекла, накрытый отражателем из алюминия. В итоге создается приятный отраженный свет, направление которого регулируется простым наклоном плафона. Универсальный дизайн позволяет использовать его в качестве настольной и/или напольной лампы (в зависимости от размеров). Акилле любил эту работу и с удовольствием рассказывал о ней на мастер-классах и пресс-конференциях, в чем вы сами можете убедиться, посмотрев видео.
Радиола Brionvega RR126, 1965
Стереорадиола Brionvega RR126 вошла в историю не только дизайна, но и техники. Спроектированная братьями Кастильони в 1965 году, она, едва появившись на рынке, произвела настоящий фурор. Главная ее «фишка» — оригинальная модульная конструкция, которая позволяла при желании сложить радиолу в компактный квадрат. Корпус изготавливался вручную из дерева, поэтому каждое изделие было штучным и не похожим на остальные. А благодаря подставке на колесиках Brionvega RR126 можно было легко перемещать по комнате.
Настенные часы Firenze, Alessi, 1965
Настенные часы Firenze были спроектированы Акилле и Пьером Джакомо Кастильони в 1965 году для экспозиции La casa abitata в Palazzo Strozzi во Флоренции — города, чье имя они носят до сих пор. Прототип, который демонстрировался на выставке, был изготовлен компанией Lorenz, но так и не был запущен в серийное производство вплоть до середины 1990-х гг. В 1996 году компания Alessi совместно с Акилле доработали этот проект и выпустили настенные часы, сохранив первоначальный дизайн, но дополнив новыми яркими расцветками.
Бокалы Paro, Danese, 1983
После смерти брата в 1968 году Акилле продолжал работать — как один, так и в тандеме с другими дизайнерами. Бокалы-«перевертыши» Paro были созданы мастером в 1983 году и выпущены компанией Danese. Их идея проста, как все гениальное и до сих пор зачастую копируется другими марками: достаточно перевернуть бокал вверх дном — и ножка станет рюмкой.
Книжный стеллаж Joy, Zanotta, 1989
Еще одна оригинальная работа 1980-х гг — модульный стеллаж Joy (Zanotta, 1989), который по сути своей является творческой переработкой консоли Basello, созданной Акилле Кастильони двумя годами ранее. Он представляет собой несколько деревянных консолей разных размеров, нанизанных на стальной стержень, которые можно вертеть во все стороны и создавать из них самые замысловатые пространственные композиции.
Кресло 40/80, Moroso, 1999
В последние годы жизни Акилле Кастильони не только занимался дизайном, но и преподавал в своей альма матер — Миланском политехе, воспитав многих современных звезд дизайна, его ученицей была, например, Патрисия Уркиола (Patricia Uruiola). Ему нравилось работать с молодежью, и нередко он приглашал молодых дизайнеров сделать что-то вместе. Одним из таких проектов стало кресло 40/80, созданное Акилле в соавторстве с Ферруччо Лавиани (Ferruccio Laviani) в 1999 году для Moroso. «Акилле приехал в Кремону с презентацией, и я впервые лично встретился с тем, кого считал величайшим дизайнером нашего времени. Я даже не мог и мечтать, что наше знакомство закончится совместной работой», — рассказывал про этот проект Лавиани.