10 правил успешного мебельного бизнеса по Ингвару Кампраду (фото 0)
Ингвар Кампрад (30 марта 1926 — 27 января 2018)

10 правил успешного мебельного бизнеса, по Ингвару Кампраду (Ingvar Kamprad), можно сформулировать так:

  • Всегда иметь в продаже базовый набор: кровать, стол, стулья, шкаф;
  • Работать с проверенными поставщиками на максимально выгодных для себя условиях;
10 правил успешного мебельного бизнеса по Ингвару Кампраду (фото 17)
В начале 2018 года Икеа презентовала вторую коллаборацию с дизайнером Томом Диксоном. На этот раз британский автор создал для шведской фабрики диван-конструктор, подстраивающийся под нужды пользователя
  • Легально уходить от налогов: сложная бизнес-структура ИКЕА максимально нацелена на то, чтобы снизить налоговое давление на компанию;
  • Стратегия friendly: вам не навязывают товар, но всегда готовы помочь;
10 правил успешного мебельного бизнеса по Ингвару Кампраду (фото 5)
В 2017 году ИКЕА была отмечена премией Beazley Designs of the Year в категории «Продукт» за новый тип соединения, который значительно ускоряет сборку деревянных изделий и устраняет необходимость в винтах, болтах, отвертках и шестигранных ключах.
  • Предлагать не столько вещь, сколько философию. Все товары ИКЕА носят шведские названия, связанные с топографией и культурой родины Ингвара, в 300 магазинах по всему миру висят приветствия на шведском, компания активно промотирует скандинавский образ жизни;
10 правил успешного мебельного бизнеса по Ингвару Кампраду (фото 7)
В середине 90-х годов ИКЕА совместно с куратором Шведского национального музея Ларсом Сьобергом (Lars Sjoberg) создала коллекцию мебели в духе Густавианского стиля. Направление было так названо в честь короля Густава III, который правил с 1771 по 1792 гг. Основными цветами являются кремовый, белый, синий и серый. Приветствуется окрашенная вручную мебель, неоклассические формы.
  • Развлекать покупателей: от ресторанов до запоминающихся рекламных компаний;
  • Стратегия wow: эмоции, о которых хочется рассказать друзьям;
10 правил успешного мебельного бизнеса по Ингвару Кампраду (фото 9)
В октябре 2017 года ИКЕА представила всему миру свою первую коллекцию предметов мебели для животных Lurvig. Функциональная мебель и эстетические аксессуары стали одним из самых ярких событий этой осени в социальных медиа.
  • Сделай сам: Кампрад стал одним из основателей поведенческого маркетинга, согласно которому, нужно вовлечь покупателя в процесс. Он собирает мебель сам, испытывая радость от сделанного и гордость за результат;
10 правил успешного мебельного бизнеса по Ингвару Кампраду (фото 11)
Мебель ИКЕА зачастую подвергается так называемому «хакерству», когда пользователи самостоятельно дополняют дизайн шведских предметов. Изменениям чаще всего подвергается цвет фасада и его покрытие, а также фурнитура. «Хаки» стали настолько популярными в блогосфере, что к рядовым покупателям подключились и студии с мировым именем. Например, датское бюро BIG и студия из Стокгольма Note Design.
  • Реагировать на меняющуюся конъюнктуру: ролики с гей-парами и магазины в Китае — ИКЕА моментально подхватывает любой тренд;
10 правил успешного мебельного бизнеса по Ингвару Кампраду (фото 13)
Осенью 2016 года во флагманском магазине ИКЕА в Норвегии один из выставочных залов был переосмыслен в партнерстве с Красным Крестом. Инсталляция воплощала в себе модель стандартного сирийского дома 25 кв. метров. Установка была инициирована в качестве содействия по сбору средств пострадавшим в зоне боевых действий.
  • Верить в то, что ты делаешь. Будь то спички, или кровать, на которой, как транслирует реклама ИКЕА, сделан каждый десятый европеец.
10 правил успешного мебельного бизнеса по Ингвару Кампраду (фото 15)
ИКЕА славится вниманием к мелочам, а потому фабрика не могла обойти стороной свою культовую синюю сумку Frakta, чей новый облик также создавала датская студия Hay. Кстати, интересный факт: летом прошлого года модный дом Balenciaga выпустил сумку стоимостью более $2000, слишком уж напоминающую синюю практичную переноску ИКЕА. Шведская марка сразу же с юмором отреагировала на «реплику» Balenciaga, выпустив гайд о том, как отличить оригинальную сумку Frakta от подделок.

Ингвар Кампрад придумал ИКЕА в 17 лет, наблюдая за тем, как у столика откручивали ножки, чтобы он влез в багажник машины. Практичная идея разборной мебели, которую легко транспортировать и собирать самому, в сочетании с ее минимальной ценой покорила мир в считанные годы, сделав Кампрада одним из самых богатых людей на планете (5-й в списке Forbes за 2012 год).

10 правил успешного мебельного бизнеса по Ингвару Кампраду (фото 3)
Одной из самых громких объединений ушедшего 2017 года — совместная коллекция ИКЕА и датской студии Hay под названием Ypperlig. Серия посвящена очарованию простоты и включает как мебель, так и аксессуары.

Ингвар родился на ферме на юге Швеции, а свой первый бизнес, как Том Сойер, начал еще на школьной скамье и с похожей бизнес-модели: покупал дешево, продавал дорого, меняя, условно говоря, стеклянные шарики на перочинные ножики Barlow. Он торговал спичками, карандашами, семенами, рыбой, словом, пробовал себя в разных амплуа. «Копейка рубль бережет» — безусловно, Кампрад лучше, чем кто бы то ни было, знал, как это.

10 правил успешного мебельного бизнеса по Ингвару Кампраду (фото 19)
Шведская фабрика всегда держит руку на пульсе. Это не только бесконечная конкурентная гонка в стремлении соответствовать современному покупателю, но и ответственность за окружающую среду и мир. ИКЕА не только производит мебель, но и занимается выпуском солнечных батарей для рядовых жителей, разрабатывает энергоэкономичные предметы, а также не забывает о вторичной переработке.

Полжизни он проездил на стареньком Volvo (когда не пользовался автобусом), летал только эконом-классом, одевался на распродажах, обставил свой единственный дом исключительно ИКЕА, демонстративно уехал из Швеции в Швейцарию, взбунтовавшись против непосильного налогового гнета в стране победившего коммунизма. Бережливость даже скаредность объяснялись просто: «Я люблю свое дело и хочу все свои средства вкладывать в него», утверждал Кампрад, построивший мебельную империю, чьими изделиями пользуется ныне половина населения планеты. Раскрутить компанию до миллиардного оборота ему позволили находчивость, хватка и умение идти на риск.