10 правил успешного мебельного бизнеса, по Ингвару Кампраду (Ingvar Kamprad), можно сформулировать так:
- Всегда иметь в продаже базовый набор: кровать, стол, стулья, шкаф;
- Работать с проверенными поставщиками на максимально выгодных для себя условиях;
- Легально уходить от налогов: сложная бизнес-структура ИКЕА максимально нацелена на то, чтобы снизить налоговое давление на компанию;
- Стратегия friendly: вам не навязывают товар, но всегда готовы помочь;
- Предлагать не столько вещь, сколько философию. Все товары ИКЕА носят шведские названия, связанные с топографией и культурой родины Ингвара, в 300 магазинах по всему миру висят приветствия на шведском, компания активно промотирует скандинавский образ жизни;
- Развлекать покупателей: от ресторанов до запоминающихся рекламных компаний;
- Стратегия wow: эмоции, о которых хочется рассказать друзьям;
- Сделай сам: Кампрад стал одним из основателей поведенческого маркетинга, согласно которому, нужно вовлечь покупателя в процесс. Он собирает мебель сам, испытывая радость от сделанного и гордость за результат;
- Реагировать на меняющуюся конъюнктуру: ролики с гей-парами и магазины в Китае — ИКЕА моментально подхватывает любой тренд;
- Верить в то, что ты делаешь. Будь то спички, или кровать, на которой, как транслирует реклама ИКЕА, сделан каждый десятый европеец.
Ингвар Кампрад придумал ИКЕА в 17 лет, наблюдая за тем, как у столика откручивали ножки, чтобы он влез в багажник машины. Практичная идея разборной мебели, которую легко транспортировать и собирать самому, в сочетании с ее минимальной ценой покорила мир в считанные годы, сделав Кампрада одним из самых богатых людей на планете (5-й в списке Forbes за 2012 год).
Ингвар родился на ферме на юге Швеции, а свой первый бизнес, как Том Сойер, начал еще на школьной скамье и с похожей бизнес-модели: покупал дешево, продавал дорого, меняя, условно говоря, стеклянные шарики на перочинные ножики Barlow. Он торговал спичками, карандашами, семенами, рыбой, словом, пробовал себя в разных амплуа. «Копейка рубль бережет» — безусловно, Кампрад лучше, чем кто бы то ни было, знал, как это.
Полжизни он проездил на стареньком Volvo (когда не пользовался автобусом), летал только эконом-классом, одевался на распродажах, обставил свой единственный дом исключительно ИКЕА, демонстративно уехал из Швеции в Швейцарию, взбунтовавшись против непосильного налогового гнета в стране победившего коммунизма. Бережливость даже скаредность объяснялись просто: «Я люблю свое дело и хочу все свои средства вкладывать в него», утверждал Кампрад, построивший мебельную империю, чьими изделиями пользуется ныне половина населения планеты. Раскрутить компанию до миллиардного оборота ему позволили находчивость, хватка и умение идти на риск.