Историк и коллекционер винтажного дизайна, основатель петербургского проекта Chairmuseum, преподаватель HSE Art and Design School
Сайт экспертаГнутые линии венских стульев, пылящихся на дачах и чердаках, редко привлекают наше внимание. Они настолько распространены, что стали обыденностью, и настолько лаконичны, что органично смотрятся в любом пространстве. Удивительным оказывается факт, что венский стул — выдающийся шедевр индустриального дизайна. Нет ни одного другого изделия массового производства, которое выпускалось бы без изменений на протяжении более 150 лет. Попробуем разобраться в успехе тонетовского стула, совершившего революцию в дизайне интерьера.
В период расцвета эпохи Бидермейера, тяготеющего к плавным изгибам мебельного контура, немецкий мебельщик Михаэль Тонет (Michael Thonet) начинает применять в своих изделиях технологии гнутья древесины паром, известные еще мебельным мастерам древнего Египта.
Изобретенная Тонетом технология создания серийной мебели путем склейки полос шпона в деревянных формах, по сути представляющих собой фанеру, не находит интереса в Германии, Франции, Англии и России, и он перебирается в Вену, где получает расположение канцлера и императора Австрии.
В 1850 году первая партия из 400 абсолютно идентичных стульев, получивших наименование Model №1, отправляется к заказчику в Будапешт. А в 1859 году появляется самый известный из стульев Тонета — Model №14, состоящий из шести стандартных элементов, скручиваемых металлическими винтами. Стулья поставлялись дилерам в разобранном виде по 36 штук в ящике и собирались на месте. Это значительно сократило издержки на хранение и транспортировку. Мебель Тонета была не только самой легкой и дешевой на мировом рынке, но еще и самой прочной: тонетовский стул оставался невредимым и после падения с Эйфелевой башни.
После окончания привилегии Тонета на изготовление мебели из гнутой паром древесины многочисленные венские конкуренты запустили свои производства, бесцеремонно копирующие модели Тонета. Так сформировалось общее понятие венская мебель. К началу XX века каталог мебели Thonet содержал около 2000 изделий, предлагаемых в 12 видах отделки.
Но приход нового стиля, который создавали молодые и харизматичные художники, компания Thonet все же упустила. Ее основной конкурент Jacob & Josef Kohn перехватил лидерство, начав сотрудничество с именитыми архитекторами венского Сецессиона, и превратил гнутую мебель из анонимного массового продукта в модный дизайнерский тренд.
Однако, как известно, мода — вещь проходящая, и сезонные новинки теряли актуальность. В то время как изящество тонетовского изгиба постепенно становилось классикой и распространилось от уличных кафе до интерьеров императорских дворцов.
Несмотря на миллионные тиражи, отдельные модели венской мебели могут представлять огромный коллекционный интерес и стоить на европейских аукционах десятки тысяч евро. Обратите внимание на семейную реликвию: быть может, она хранит достойный провенанс.