Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
ГАЗ М-20 «Победа» выпускался Горьковским Автомобильным Заводом в 1946–1958 гг.
Фото
wikipedia.org

Конвейер ГАЗ собирали американские специалисты

История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод», еще раньше — Нижегородский) началась в год великого перелома. 4 марта 1929 года был подписан приказ о строительстве автомобильного завода, двумя днями позже определено место строительства  — около Нижнего Новгорода. 

1 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи в организации и налаживании массового производства в Стране Советов легковых автомобилей типа Ford-А и грузовых автомобилей типа Ford-АА. Проектировали советскую «легковушку» в тесном сотрудничестве с фирмой Ford Motor Company, но адаптировали модель к советским условиям.

Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
Горьковский автомобильный завод, главная проходная.
Фото
wikipedia.org

В СССР были выдающиеся дизайнеры, хотя самого слова «дизайн» не было

Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
Почтовая марка с изображением легендарной «Победы».
Фото
Legion Media
Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
Эскиз автомобиля с обтекаемым кузовом, выполненный Валентином Бродским для ГАЗа в 1938 году.
Фото
wikipedia.org

Первые наброски автомобиля обтекаемой формы сделал в 1938 году художник-конструктор ГАЗа Валентин Бродский, выпускник знаменитого ВХУТЕМАСа. На автозавод он пришел в 1934 году и разработал несколько моделей автомашин.

Первая, фаэтон ГАЗ-11-40, в производство не попала, вторая, малолитражка КИМ-10, тоже не вышла на конвейер, а вот третья, с «бескрылым» кузовом и покатой задней частью, со временем превратилась в легендарную «Победу» — первый советский массовый автомобиль.

Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
Демонстрационный макет «Победы», лето 1944 года.
Фото
wikipedia.org

«Победу» сначала хотели назвать «Родиной»

Сталин контролировал все, от строительства заводов до издания книг. Разумеется, такой важный проект, как создание первой массовой советской машины, не мог выйти из-под контроля ни на шаг. Название машины тоже должны были утвердить на самом высоком уровне. По легенде, когда вождю сообщили, что машину предполагается патриотически назвать «Родина», он спросил: «И почем же Родину будете продавать?» Название немедленно поменяли, уже установленный шестицилиндровый двигатель заменили на более экономичный четырехцилиндровый — тоже по замечанию вождя.

Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
«Победа» 2-й производственной серии с «двухэтажной» полосной решёткой радиатора на Лейпцигской ярмарке 1954 года.
Фото
wikipedia.org

Моделью для «Победы» стал Opel Kapitan 1938 года

Планы по созданию первого советского массового автомобиля прервала Великая Отечественная война, но даже в военные годы, когда большинство советских заводов были перепрофилированы на продукцию, необходимую фронту, конструкторы ГАЗа продолжали свою работу. У них появилась возможность изучать конструкцию западной техники: трофейной немецкой и американской, поступавшей по лендлизу. Осенью 1941 года на завод привезли Opel Kapitan образца 1938 года. Именно эта модель и стала прототипом для послевоенной «Победы». Инженеры ГАЗа «срисовали» у Opel Kapitan конструкцию передней подвески и сделали похожие силовые элементы днища. В итоге получился седан с покатой крышей и очень передовым по меркам того времени дизайном.

Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
Фото
Legion Media
Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
Фото
Legion Media
Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
Фото
Legion Media

Создатель «Победы» по доносу был отправлен в ссылку

Создателем «Победы» считается Андрей Липгарт — самый известный и заслуженный автомобильный конструктор СССР. Главный конструктор Горьковского автозавода с 1933 по 1955 год, обладатель пяти орденов и пяти Сталинских премий. Две из них он получил за «Победу» и «ЗИМ» — автомобиль высшего класса с несущим кузовом, гидромеханической трансмиссией и великолепным дизайном.

Успех Липгарта многим не давал покоя, в конце концов на него настрочили донос, и не один. 15 октября 1951 года он был отстранен от должности главного конструктора, а в мае следующего года был переведен в Уральский автомобильный завод рядовым конструктором. За недолгое время работы в Миассе Липгарт предложил ряд усовершенствований конструкции грузового автомобиля УралЗИС-355, а после смерти Сталина в 1953 году вернулся в Москву и занял пост Главного конструктора НАМИ «Центральный научно-исследовательский автомобиильный и автомоторный институт». Умер Липгарт в 1980-м, на его могильной плите на Введенском кладбище высечен силуэт автомобиля ГАЗ-М20 «Победа». 

Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
«Победа» 3-й производственной серии — М-20В, с решеткой из крупных штампованных деталей.
Фото
wikipedia.org

«Победа» — действительно выдающийся автомобиль

Как отмечают специалисты, новизна «Победы» заключалась в самой схеме машины и в устройстве кузова, который стал шире. Колеса углубились в корпус, исчезли выступающие крылья. Все механизмы крепились не к раме, а к несущему кузову. До этого нигде в мире не использовали всей ширины автомобиля, если и были попытки построить «бескрылые» машины, то лишь для штучных или мелкосерийных моделей, а не для массового производства. Надежность, примета всех советских автомобилей, в «Победе» сочеталась с комфортом. Это была удобная машина, с мягкой подвеской колес, с вентиляцией, отоплением и мощными тормозами, что немаловажно для страны, где снег лежит на дорогах полгода.

Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
ГАЗ М72 «вездеход» в Хабаровске.
Фото
wikipedia.org

«Победа» была одним из первых советских кабриолетов

Кабриолет, машина с откидным верхом, всегда считалась атрибутом роскоши, а уж для России, где вечно то дождь, то снег, это просто верх непрактичности. И тем не менее модель М-20, третье поколение «Победы», выпускалась и с таким кузовом. С 1946 года по 1958-й было выпущено около 240 тысяч машин, включая 14 тысяч кабриолетов. Эти машины любили кинорежиссеры, они не раз появлялись в советском кино: в фильме «Она вас любит!» 1956-го года скромный работник зоопарка Константин Канарейкин (молодой Георгий Вицин), влюблен в девушку, которая в одной из сцен появляется в седане-кабриолете «Победа». Сегодня именно такие машины являются самыми вожделенными для коллекционеров.

Советский автодизайн: 7 фактов о легендарной «Победе»
«Победа» кабриолет.
Фото
wikipedia.org