С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»

Выход ледокола «Святогор» на ходовые испытания, 1916 год.

Фото

wikipedia.org

Перед Россией, как ни перед одной другой страной в мире, лежала жизненно важная задача: раз и навсегда разрешить проблему со льдами. Ведь большая часть ее морских владений принадлежит Северному Ледовитому океану, который вечно скован льдом. В 1898 году был спущен на воду первый в мире ледокол «Ермак» — гордость страны и его создателя адмирала Макарова. Но мощностей «Ермака» катастрофически не хватало, поэтому в 1916 году на той же верфи в Ньюкасле «Армстронг, Митчел & Ко» был заложен более мощный ледокол со звучным именем «Святогор».

С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»
С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»

Мало что осталось от ледокола «Ермак», кроме памяти и фортепьяно на борту «Красина».

Судьба страны — судьба ледокола

Революционные события XX века непосредственно затронули и нашего героя. Весной 1918 года ледокол принял участие в обороне Архангельска от англичан. Чтобы не пропустить корабли интервентов в город, было принято решение затопить «Святогор» в устье Северной Двины. Затопление прошло так себе: большая часть корпуса и 16-метровые трубы были прекрасно видны. Буквально несколько дней понадобилось англичанам, чтобы поднять ледокол и увести его в Англию.

С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»

Ледокол «Святогор» в 1917 году.

Фото

wikipedia.org

Красин — человек и ледокол

Молодое Советское государство отчаянно нуждалось в самом мощном на тот момент ледоколе. Два года велись переговоры о возвращении «Святогора» на родину. Сдвинуть дело с мертвой точки смог советский дипломат Леонид Борисович Красин. В 1922 году ледокол вернулся в Россию, а в 1926 году переименован в честь своего «спасителя» и с тех пор носит имя Леонида Красина, которое знает весь мир.

С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»

Ледокол «Красин» на вечной стоянке на набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

Фото

Виктор Колышев

Спасение экспедиции Нобиле

20-годы XX века ознаменовались бумом дирижаблестроения. Небо бороздили гигантские летальные аппараты — выглядело красиво, хотя и не слишком надежно.

С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»

В 1926 году дирижабль «Норвегия» совершил первый трансарктический полет над Северным полюсом. Полетом руководили Руаль Амундсен и Линкольн Элсуорт, капитаном воздушного судна стал Умберто Нобиле. Этот полет стал настоящим триумфом трех стран: Норвегии, США и Италии.

С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»
Фото
Bundesarchiv

Спустя два года Нобиле отправился в самостоятельный полет к Северному полюсу на дирижабле «Италия». Полет не задался с самого начала. Дирижабль смог вылететь только с третьей попытки. Тяжелые погодные условия не дали ему приземлиться на полюсе. 25 мая произошла катастрофа. Судно обледенело и стало терять высоту. Гондола с Умберто Нобиле и другими членами экипажа ударилась об лед и осталась на льдине. Им повезло: часть снаряжения, включая рацию и провизию, выпала при крушении из дирижабля. Однако шестерых человек, оставшихся в «Италии», унесло в неизвестном направлении. Мир облетела новость: пропала экспедиция Нобиле!

3 июня 1928 года радиолюбитель из села Вохма Николай Шмидт поймал слабый сигнал. Ура, стали известны координаты льдины группы Нобиле! Встал вопрос: кто же спасет экспедицию?

С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»

Ледокол «Красин» на почтовой марке, выпущенной в 2017 году к его 100-летию.

Фото

wikipedia.org

Были подготовлены спасательные экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе. Но поиски Нобиле были такими же трагичными, как и само крушение его дирижабля. Пропал без вести Руаль Амундсен, вылетевший на самолете 18 июня на помощь. Вся надежда оставалась лишь на ледокол «Красин».

Судно под управлением Рудольфа Самойловича вышло из Ленинграда 16 июня 1928 года. Все шло неплохо, пока ледокол не столкнулся с зоной торосных льдов. «Наш гигант содрогался от усилий и неустанно бился форштевнем об лед. В каюте все дрожало, колебалось, вещи валились со стула на пол, ничем нельзя было заниматься», — вспоминал Самойлович.

С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»

Ледокол «Красин» идет по Северному морскому пути, 1933 год.

Фото

wikipedia.org

В какой-то момент капитан подсчитал, что за час было дано 16 ходов назад и 15 вперед. Одно движение назад продолжалось в среднем две минуты, вперед — 1 минуту и 20 секунд. В результате из 60 минут движения лишь 20 уходило на движение вперед. За час упорной работы судно могло продвинулось всего на 400 м, то есть на четыре корпуса.

И все же свершилось то, что чего ждал весь мир! 12 июля 1928 года в 20:45 радист «Италии» передает последнюю радиограмму: «Подошел „Красин“, мы спасены. Finita!»

«Красная палатка»

С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»

Об этой истории в 1969 году был снят совместный советско-британско-итальянский фильм «Красная палатка» с прекрасным актерским составом: Питер Финч в роли Нобиле, Шон Коннери в роли Амундсена, Никита Михалков — летчика Чухновского. Как вы думаете, ледокол «Красин» сыграл самого себя? Увы нет! В 1950-х годах «Красин» модернизировали. Если посетить музей, в который сейчас превращен корабль, можно увидеть устойчивую современную надстройку вместо двух труб. Так что стать кинозвездой осовремененному «Красину» не довелось, а его роль в фильме исполнил ледокол «Сибиряков».

С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»

Кадр из фильма «Красная палатка», в роли ледокола «Красина» — ледокол «Сибиряков».

Остаться в живых

Если вы думаете, что спасение экспедиции Нобиле было финальной точкой в героической жизни «Красина», то вы ошибаетесь. Это всего лишь запятая в его бурной биографии. Во время Второй Мировой войны ледокол находился в составе полярного конвоя PQ-15, который шел из Шотландии в Мурманск. Под прикрытием нашего героя шло 25 судов.

31 августа 2016 года в Архангельске состоялся митинг, посвященный 75-летию прихода в порт первого союзного конвоя «Дервиш». Во время митинга все боевые корабли ВМФ во всех портах страны дали протяжные гудки в честь героического ледокола — единственного оставшегося на плаву российского участника северных конвоев.

С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»
С днем рождения, легенда: 107 лет ледоколу «Красин»