NOVAя волна (фото 0)
Анна Нова в своей галерее Anna Nova Gallery на улице Жуковского, 28, Санкт-Петербург. На переднем плане — скульптура Дениса Патракеева «Мира течение», 2017. На стене — работа Влада Кулькова, 2017. Стул S-Chair, дизайн Тома Диксона, Cappellini.
Фото
МИХАИЛ ЛОСКУТОВ

Архитектура, в том числе архитектура внутреннего пространства, подобна застывшей музыке. Но арт-галерее необходима полная визуальная тишина, чтобы искусство в ней звучало звонко и без помех. Так ли это, выясняем у Анны Нова, основательницы галереи Anna Nova. 

ELLE DECORATION В 2005-м петербургские СМИ сообщали: певица Анна Нова открыла галерею...

АННА НОВА Да, я занималась сольной карьерой, еще работала ведущей на канале RTG. Но после окончания музыкальной школы по классу флейты, как и многие люди моего поколения, отправилась получать диплом экономиста. 

Как возникла идея открыть галерею? Меня всегда окружали творческие люди. В детстве я часто навещала дядю-художника и удивлялась тому, что серьезное искусство, которым занимались художники, не было востребовано. Зарабатывать на жизнь приходилось в лучшем случае заказами на плакаты. Мне всегда хотелось помочь художникам реализоваться. Однажды дизайнер Дмитрий Шарапов познакомил меня с искусствоведом Натальей Ершовой и предложил открыть галерею, так все и началось.

NOVAя волна (фото 3)
У окна — работа Ростана Тавасиева «Русский Космизм», 2015. Кресло из черного пластика и кожи Pohjola, дизайн Пекки Перьё, Haimi Oy, 1965, Финляндия.
Фото
МИХАИЛ ЛОСКУТОВ

Кого из художников пригласили первым? Мы открывались выставкой Елены Фигуриной, на тот момент уже знаковым художником. Первоначальную концепцию галереи продумывали совместно с Натальей Ершовой и Екатериной Андреевой, искусствоведом, ведущим сотрудником Отдела новейших течений Русского музея. В 2006 году мы запустили конкурс молодых художников, в 2007-м первыми стали выезжать на западные ярмарки. 

NOVAя волна (фото 5)
В центре — Александр Дашевский, «Бассейн», 2014. Слева — Ростан Тавасиев, «Эпизод 2», 2017. На столе — скульптура Дениса Патракеева «Обет молчания», 2015. На зад­нем плане — ковер, 1960-е, Швеция. Пара пластиковых кресел, дизайн Юрье Куккапуро, Haimi, 1964, Финляндия. Кресло из фанеры, дизайн Сорена Хансена, Anikarimobel fabrik, 1944, Швеция. Раскладной бар, Leif Alring для C.F. Christensen, 1964, Дания.
Фото
МИХАИЛ ЛОСКУТОВ

С чего начинался интерьер галереи Anna Nova? Сегодня от первоначального интерьера почти ничего не осталось. Мы не сразу пришли к тому, что идеальное пространство для галереи концептуального современного искусства — это пустой белый куб. Вначале мы допустили много ошибок. Стойка ресепшен, цветные стены, деревянное панно и стек-лянная перегородка стали мешать практически сразу. Нам нужно было пустое пространство, которое легко трансформировать под лекции и перформансы. Сейчас все по-другому.

Первые два этажа — это чистое пространство, где ничто не отвлекает внимание. Недавно появился третий этаж — collector lounge, где мы проводим камерные мероприятия для коллекционеров. Мебель — классика американского и скандинавского дизайна — куплена на аукционах. Стены не белые, многослойная штукатурка сделана художником на основе пяти сложных оттенков. 

NOVAя волна (фото 7)
Диван и кресло Sesann, дизайн Джанфранко Фраттини, Cassina, 1970, Италия. На стене — работа Дениса Патракеева «Перекрестки», 2014.
Фото
МИХАИЛ ЛОСКУТОВ

Могла ли подобная галерея появиться в новом здании? Тогда нужно было бы строить отдельное здание в стиле конструктивизма или минимализма либо играть на контрасте: старая архитектура, а внутри — современный open space.

NOVAя волна (фото 9)
Ковер Summer night, дизайн Ритвы Пуотилы, 1960-е, Финляндия.
Фото
МИХАИЛ ЛОСКУТОВ

Как выбирать искусство в интерьер? Многие покупают искусство как предмет декора, ориентируясь главным образом на размер и цвет. Это в корне неверно. Искусство требует осознанного подхода. Нужно больше ходить и смотреть — вырабатывать вкус. И, конечно, не стоит пренебрегать практикой аренды картин.

NOVAя волна (фото 11)
Анна Нова в белом кресле, дизайн Альберта Джейкоба Толлера для Grosfillex, 1970, Франция.
Фото
МИХАИЛ ЛОСКУТОВ

Что касается развески картин, какие возможны ошибки? Если есть сомнения, стоит привлечь куратора. Главная ошибка — стандартная развеска картин. Есть много способов сделать это интересно. Например, сочетать классическое и современное искусство или объединить картины в панно. Но здесь важно чувство гармонии, как в музыке. Иначе импровизация превратится в какофонию. www.new.annanova-gallery.ru

NOVAя волна (фото 13)
На стене — работа Влада Кулькова «Без названия», 2014. Скамья сделана из фрагмента оригинального деревянного перекрытия, оставленного после реконструкции пространства.
Фото
Михаил Лоскутов